Принято
на Педагогическом совете
Протокол № № 5 от «22» января 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1»
1. Общие положения
1 Психолого-педагогический консилиум МКОУ «Слободо-Туринская СОШ№1» (далее ППк)
осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения РФ от
06.11.2024г. № 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по
оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе
типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи», Приказом Минпросвещения РФ от 01.11.2024г. № 763 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»,
письмом Минобразования
России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения», Уставом ОО, настоящим положением, «Методическими
рекомендациями по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо Министерства
образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51 -513/16).
2. ППк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и
Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов
управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию
образовательного процесса.
3. Психолого-педагогическое сопровождение образования детей- инвалидов осуществляется с
целью обеспечения государственных гарантий граждан на получение общедоступного и
бесплатного
общего
образования
в
пределах
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования и государственного образовательного
стандарта.
2. Цели и задачи школьного ППк.
4. Целью ППк является:
5.
обеспечение
диагностико-коррекционного
психолого-медикопедагогического
сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей
и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся), в том числе
порядок психолого- педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в ОО (коллективная разработка
и планирование системы комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного
процесса).
6. Задачами ППк являются:
-своевременное выявление детей, имеющих отклонения в адаптации, в обучении и поведении;
-системная оценка этапов возрастного развития;
-разработка
индивидуальных
коррекционно-образовательных
программ,
выбор
образовательного маршрута для каждого ученика с ОВЗ, ребенка- инвалида;
-определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)
помощи, исходя из имеющихся в ОУ возможностей;
- организация взаимодействия между педагогами и специалистами ОУ;
-формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных путях
трудностей ребёнка;
- консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
- отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, диагностику
его состояния.
3. Основные функции ППк
7. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ:
Профилактика дезадаптивных состояний учащихся, их школьной неуспеваемости;
Диагностика( индивидуальная, групповая);
Консультирование педагогов школы, родителей (законных представителей ребенка);
Педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности, педагогов школы, родителей (законных
представителей ребенка);
Корекционно- развивающая работа ( групповая, индивидуальная).
4. Структура и организация деятельности ППк.
8. ППк создаётся приказом руководителя на текущий учебный год.
9. Состав ППк может включать в себя постоянных и временных членов.
Постоянные участники – заместители директора, учителя начальной школы, учитель
основной школы, педагог- психолог, социальный педагог, школьная медсестра и временные,
приглашенные специалисты –учителя, классные руководители, врачи –специалисты и др. в
зависимости от специфики рассматриваемого вопроса. Постоянные участники присутствуют
на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением
рекомендаций.
Временные члены принимают участие в ППк по мере необходимости.
При отсутствии специалистов в ОО они привлекаются к работе ППк по согласованию.
10. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения образования детейинвалидов и детей с ОВЗ:
11. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения образования
ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является заявление его родителей (законных
представителей).
12 При подаче заявления родители (законные представители) предоставляют в ОО следующие
документы:
- копия справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медикосоциальной экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы,
-заключение Центральной психолого – медико - педагогической комиссии.
Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.
13 Решение ОО об организации психолого-педагогического сопровождения образования
ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ должно быть принято не позднее чем через 10 дней с
момента получения документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения. Данное
решение оформляется в виде приказа.
14 Основанием для отказа родителям (законным представителям) в организации психологопедагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ является предоставление
неполного пакета документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения.
15. В случае принятия решения об отказе в организации психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) не позднее чем через 10 дней
с момента получения документов письменно извещают об этом заявителя с указанием причин
отказа.
16. Родители (законные представители) обязаны сообщать в ОО об обстоятельствах,
влекущих прекращение организации психолого-педагогического сопровождения образования
ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), в течение 10 дней с момента их возникновения.
17. Ответственность за организацию психолого-педагогического сопровождения образования
ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) в ОО возлагается на руководителяшколы.
18. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или сотрудников школы согласия родителей (законных
представителей).
19. Обследование ребёнка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизиологической нагрузки на ребенка.
20. При обсуждении на ППк должны быть представлены следующие документы:
- педагогическая характеристика, в которой отражены проблемы, возникающие у педагога,
работающего с ребёнком;
- медицинское представление (Приложение №1);
- анкета социального педагога (Приложение №2);
– письменные работы по русскому языку, математике.
21. На основании полученных данных и их коллегиального обсуждения и анализа на
заседании ППк, составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с
ребёнком (Приложение №№ 3,4).
22. раз в четверть ППк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения
каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его
дальнейшем обучении.
23. ППк ведётся следующая документация:
- журнал предварительной записи детей на ППк (Приложение №5),
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения
и рекомендаций Ппк (Приложение № 6),
- протоколы заседаний ППк (Приложение № 9),
- карта развития учащегося(Приложение № 7),.
-представления психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей
образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психологопедагогическое сопровождение обучающегося) (Приложение № 8)
5. Порядок подготовки и проведения ППк
24. Консилиум может проходить в любом помещении школы. Заседания ППк подразделяются
на плановые и внеплановые.
Заседания ППК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и
аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медикопедагогической проблемы.
25. Заседание ППк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
26. Заседания ППк оформляются протоколом.
27. Организация заседаний проводится в два этапа:
— подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных,
формирование предварительных выводов и рекомендаций;
— основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка
коллективных рекомендаций.
Основной нормой работы консилиума является обмен заключениями в форме
свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские
и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь
квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за
которую он отвечает. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение
следующих задач:
- выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и
обучения детей;
- динамическая оценка состояния ребёнка, класса (группы) и коррекция ранее намеченной
программы;
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), при необходимости включающая разработку
индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности,
изменение способов подачи информации и другое),
- определение адекватных методических приемов в процессе обучения, определение вида и
объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной,
медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
- определение состава педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) (учителя
начальных классов, учителя-предметники, педагог-психолог);
28. Внеплановые заседания ППк собираются по запросам педагогов, работающих с
конкретным ребёнком, а также по запросам родителей (законных представителей) учащихся.
Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития
ребенка.
Задачами внепланового ППк являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее
неэффективности.
29. Итоги работы консилиума оформляются в виде либо индивидуальной программы
сопровождения, либо общего заключения по каждому случаю. На основании разработанной
стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям,
составляется коррекционно-образовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка
выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не
могут быть удовлетворены в ОО, он направляется на психолого-медико-педагогическую
комиссию. В этом случае деятельность ППк является диспетчерской: информирование
родителей и направление ребенка на ППК
30. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, обучающемуся,
решением ППк назначается сопровождающий (как правило классный руководитель или иной
специалист).
В функциональные обязанности сопровождающего входит контроль зареализацией
мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
образования учащегося, проводится оценка динамики развития учащегося, успешности
освоения образовательной программы, при необходимости вносятся изменения.
31. Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
Медиком:
-уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
-биологический возраст;
-состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;
-кривая заболеваемости за последний год;
-факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на
развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии,
способных привести к дезадаптации);
педагогом-психологом:
-школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку,
удовлетворенность своей учебной деятельностью;
-система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
-психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность,
самочувствие, адекватный эго-контроль и др.);
- социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;
сформированность познавательных процессов и их произвольность;
наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
педагогом:
-познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность
усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам
обучения);
-развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками,
взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
-педагогический прогноз учебных возможностей;
-потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
-устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная
речь);
- письменная речь (состояние чтения и письма);
- речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.).
социальным педагогом:
-характеристика форм семейного воспитания;
-психологический климат в семье,
- социальный паспорт семьи.
32. Подготовка и проведение ППк:
33. ППк проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие –
заместителя Председателя.
34. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и
проведение заседания ППк.
35. На заседании ППк сопровождающий обучающегося представляет результаты
коррекционно-развивающей работы. Заключения участников специалистов, коллегиальное
заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной
для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
36. Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 5 дней после
его проведения и подписывается председателем и всеми членами ППк.
37. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность
информации о ребёнке, полученной в процессе работы ППк.
6. Права и обязанности специалистов ППк
38. Специалисты ППк имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и
взрослыми, - решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации школы, родителям (законным
представителям) обучающихся для координации коррекционно-развивающей работы с
обучающимися;
-получать от директора школы информацию информативно-правового и организационного
характера, знакомиться с соответствующими документами;
- обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные
(коррекционные) учреждения;
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических
знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические
разработки, рекомендации и т.д.
. Обязанности участников ППК
Участники
Обязанности
Руководитель
— организует работу ППК;
(председатель)
— формирует состав участников для очередного заседания;
ПМПК —
— формирует состав учащихся, которые обсуждаются или
заместитель
приглашаются на заседание;
директора
— координирует связи ППК с участниками образовательного
школы
процесса, структурными подразделениями школы;
— контролирует выполнение рекомендаций ППК
Педагог— организует сбор диагностических данных на подготовительном
психолог
этапе;
школы
— обобщает, систематизирует полученные диагностические данные,
готовит аналитические материалы;
— формулирует выводы, гипотезы;
— вырабатывает предварительные рекомендации
Социальный
— дает характеристику неблагополучным семьям;
педагог
— предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации
в микрорайоне
Учителя,
— дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по
работающие в предлагаемой форме;
классах
— формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
Школьный
— информирует о состоянии здоровья учащегося;
врач
— дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
(медсестра),
— обеспечивает и контролирует направление на консультацию к
медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере
необходимости)
39. Специалисты ППк обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной
компетенции;
- при решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и
развития;
- работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную
конфиденциальность получаемой информации;
- принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда
здоровью (в т.ч. психическому), чести и достоинства учащихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу школы, всем участникам
образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного
психического развития эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к
ребенку;
- содействовать созданию благоприятного психологического климата в ОО, разрабатывать
индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми.
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок,
эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия;
- готовить заключение о результатах коррекционно-развивающей работы с обучающимися
для представления в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
7. Ответственность специалистов ППк
40. Специалисты ПМПк несут административную ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученной при обследовании информации;
- соблюдение прав и свобод личности ребёнка.
8. Заключительные положения
41. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1» и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
образовательной организации.
42. Настоящее Положение вступает в силу с 01.03.2025г. на неопределенный срок.
43. После принятия Положения в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Приложение №1
Образец медицинского представления на консилиум
Приложение №2
Анкета социального педагога
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________________
Телефон ______________________________________________________________________________
Школа, класс __________________________________________________________________________
Перемена школы, повторение класса ______________________________________________________
1. Встреча с родителями.
1).Члены семьи
Фамилия, имя, отчество матери
возраст______профессия________________________________________________________________
кем работает __________________________________________________________________________
время начала и конца рабочего дня________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество отца______________________________________________________________
возраст______профессия________________________________________________________________
кем работает _________________________________________________________________________
время
начала
и
конца
рабочего
дня___________________________________________________________
Какие
другие
члены
семьи
проживают
вместе
______________________________________________________________________________________
Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное.
По мнению родителей: в чем причина сложившейся ситуации__________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2) Родители о ребенке.
Сильные стороны ребенка_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Слабые стороны ребенка _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Психотравмирующие ситуации в жизни ребенка (в каком возрасте):
сильный испуг____________, смерть близких _________________, попадание в больницу
________________ разлука с близкими _____________, развод родителей ___________, что-то
другое_________________________________________________________________________________
Продолжительные психотравмирующие ситуации:
конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей,
конфликт с учителем, что-то другое _______________________________________________________
Реакция ребенка на травмирующий фактор ___________________________________________________
3) Социальный опыт ребенка в семье:
- какие обязанности ребенок выполняет в семье ______________________________________________
- соблюдение режима дня ребенком _________________________________________________________
- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий
______________________________________________________________________________________
- чем любит заниматься ребенок в свободное время
- дома__________________________________________________________________________________
- во время каникул ______________________________________________________________________
- в течение отпуска родителей ____________________________________________________________
вне семьи:
- сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой
_______________________________________________________________________________________
- с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося
______________________________________________________________________________________
- постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд) другое
______________________________________________________________________________________
- содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле,
скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы;
другое_________________________________________________________________________________
- курит (эпизодически, систематически);
употребляет
спиртные
напитки
(эпизодически,
систематически);
какие
_______________________________________________________________________________________
- играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).
Каким образом родители участвуют в жизни ребенка __________________________________________
4) Направленность интересов.
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия
техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная
(артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая).
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________________________________________
3) Культурный кругозор:
- посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки______________________________________
- какую литературу предпочитает читать ____________________________________________________
- регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
5) Самооценка личности.
1) Уровень самооценки:
- адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности
и достижения)________________________________________________ _________________________
- завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)________________
- заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями)_______________________
2) Восприятие критики:
активно-положительное
(стремится
исправить
недостатки,
учесть
замечания
и
т.п.)___________________________________________________________________________________
- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не
исправляет)_____________________________________________________________________________
безразличное
(не
реагирует
на
критику,
не
меняет
поведения)___________________________________
- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)___________________________
6) Индивидуальные особенности поведения.
1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей - в дружбе пассивен, общается с теми, кто к
нему обращается - мало общителен - избегает общения_________________________________________
2) Застенчив и робок - не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой обстановке_
3) Задирист, драчлив - первый не задирается, но может за себя постоять - избегает ссор –
труслив________________________________________________________________________________
4) Ласков - не любит выражать свои чувства - холодный, неласковый_____________________________
5)
Болтливый
охотно
разговаривает
–
молчаливый_____________________________________________
6) Чрезмерно подвижен, быстр - двигательная активность умеренная - мало подвижен; движения
ловкие – движения неловкие_______________________________________________________________
7) Спокойный - легко волнуется - быстро раздражается- теряет контроль над поведением «нервный»_____________________________________________________________________________
8) Собранный, внимательный - рассеянный, невнимательный - внимателен только при интересном
занятии.
9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство - самолюбие не выражено.
10) Имеет любимое занятие (какое именно) __________________________________________________
всем любит заниматься понемногу – самостоятельно не может найти себе занятия__________________
11) Находчив, догадлив - с трудом находит ответ_____________________________________________
12) Легко принимает решение сам, может его отстоять - склонен к сомнениям – охотно
принимает советы окружающих____________________________________________________________
13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности - ответственен, добросовестен недостаточно ответственен________________________________________________________________
14) Доброжелателен, справедлив - завистлив, мстителен_______________________________________
15) Память хорошая - память плохая, забывчив_______________________________________________
7) В случае конфликтной ситуации в семье:
- причины возникновения конфликтной ситуации _____________________________________________
- степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребенка __________________________________
- как часто родителя хвалят ребенка, наказывают _____________________________________________
- с кем из них ребенок чаще делится своими переживаниями, проблемами ________________________
- какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы
_______________________________________________________________________________________
что,
по
мнению
родителей,
могло
бы
предотвратить
конфликты_________________________________
Если подросток уходит из дома:
- причины уходов, по мнению родителей____________________________________________________
- где ночует подросток, чем занимается ______________________________________________________
- что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать __________________________
- как они реагируют, когда подросток возвращается домой _____________________________________
Психологическое, физическое насилие в семье:
- как обычно реагируют родители, если подросток не слушается ________________________________
- часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке _______________________________
- по какой причине родители чаще раздражаются _____________________________________________
- всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют ____________________________
8) В случае конфликтной ситуации в школе:
причина
конфликта,
по
мнению
родителей
__________________________________
________________
- как часто ребенок пропускает уроки ______________________________________________________
- причина пропусков занятий _____________________________________________________________
- любимые \ нелюбимые предметы _________________________________________________________
- трудно ли ребенку усваивать материал ____________________________________________________
- кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков ______________________________
- отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, администрации)
______________________________________________________________________________________
- какие действия предпринимали родители для разрешения конфликта____________________________
- что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации______________________________________
Тип семьи (выводы делаются на основании проведенной беседы):
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная
атмосфера семьи стабильно положительная);
- неблагополучная(противоположные качества);
педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство
требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая
осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы); нравственно-неблагополучная
(родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют
судимость, воспитанием детей не занимаются);
конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные
конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
-семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства
ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждѐние от трудностей, забот,
усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание
полной автономности ребенка);
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).
Характер взаимоотношений родителей со школой:
- направленность на сотрудничество;
- игнорирование требований школы;
- конфликтность с представителями школы.
2. Встреча с педагогом.
1) Особенности адаптации ребенка к школе.
- успеваемость учащегося по основным предметам: чтение (литература) ___________ русский язык
_____________ математика ___________
- отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное
- интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
- мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном
возрасте, стремление получить высокую оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать
наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников;
- к каким школьным дисциплинам проявляет интерес _________________________________________
Трудности, испытываемые ребенком в школе, связаны с: усвоением школьной программы, освоением
норм поведения, особенностями социальных контактов
- как эмоционально ребенок реагирует на испытываемые трудности _____________________________
- как часто ребенок пропускает уроки ______________________________________________________
- причина пропусков занятий ______________________________________________________________
- любимые \ нелюбимые предметы _________________________________________________________
кто
из
членов
семьи
контролирует
выполнение
домашних
уроков
_______________________________
2) Положение в классном коллективе, отношение к другим.
1) Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, конфликтный, нейтральный,
отвергаемый ________________________________________________ ___________________________
2) Круг общения (с кем чаще всего общается в школе) ________________________________________
Характер
взаимного
влияния.
_______________________________________________________________
3) Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные,
ни с кeм не общается.
4) Манера, стиль общения с окружающими:
- авторитарный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, наставляет, поучает, не умеет
принимать советы других, с трудом признает свои ошибки)____________________________________
- агрессивный (жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, непримиримый,
склонный во всем обвинять окружающих, агрессивность может доходить до асоциального
поведения)___________________________________________________________________________
- критичный по отношению к окружающим людям (испытывает трудности в контактах из-за
подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях,
скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, обидчивый)______________________
- демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне, самовлюбленный,
расчетливый, себялюбивый, любит перекладывать трудности на окружающих, хвастливый,
самодовольный, заносчивый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству)___________________
- подчиняемый другим, зависимый от других (покорный, склонный уступать всем и во всем,
слабовольный, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном, неуверенный в себе,
боязливый, беспомощный, не умеет проявлять сопротивление, считает, что другие всегда правы)___
- дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для
всех без учета ситуации, склонен к сотрудничеству и кооперации, гибкийпри решении конфликтных
ситуаций)______________________________________________________________________________
3) Самооценка учащегося.
1) Уровень самооценки:
- адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности
и достижения);
- завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
- заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
2) Восприятие критики:
- активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.)
- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
4) В случае конфликтной ситуации в школе:
- начало возникновения проблем в школе ____________________________________________________
Причина конфликта, по мнению педагога:
1. плохая успеваемость;
2. отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), их характер:
грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки,
нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, отказ от выполнения учебных
заданий в классе;
3. правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и у слабых, избиение младших
или слабых, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения
общественного порядка (хулиганство);
4. педагогическая некомпетентность родителей.
Отношение педагога к сложившейся ситуации________________________________________________
- какие действия предпринимал педагог для разрешения конфликта______________________________
- как ребенок относится к педагогическим воздействиям: негативно, равнодушно, понимает и
старается выполнить _____________________________________________________________________
- что, по мнению педагога, препятствует разрешению ситуации_________________________________
- состоит ли подросток на учете в ГППН, КДН, на внутришкольном учете ________________________
- причина постановки на учет _____________________________________________________________
При взаимодействии с педагогами школ социальный педагог выясняет информацию следующего
содержания:
• связь семьи со школой;
• наличие у ребенка проблем в школе;
• причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы;
• способы разрешения конфликтных ситуаций.
3. Встреча со школьником.
1) Характеристика семейных отношений.
Кто глава семьи _______________________________________________________________________
Самый близкий член семьи ______________________________________________________________
Семейная ситуация глазами ребенка (его положение в семье) ___________________________________
- что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье
______________________________________________________________________________________
Конфликты с родителями и другими членами семьи:
- жалобы ребенка на родителей, других членов семьи __________________________________________
- как он помогает родителям, какие имеет обязанности ________________________________________
______________________________________________________________________________________
- как родители, другие члены семьи относятся: к его друзьям ___________________________________
- оценкам в школе _______________________________________________________________________
- увлечениям ___________________________________________________________________________
- какие требования предъявляют к нему родители и насколько они, по его мнению,
выполнимы_____________________________________________________________________________
- что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты _____________________________________
Уходы из дома:
- как долго он может не приходить домой ____________________________________________________
- где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов _________________________________
- сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) ___________________
______________________________________________________________________________________
- хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится __________________________ _______________
- что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать ___________________________
- что говорят, делают родители, когда он возвращается домой __________________________________
Психологическое, физическое насилие в семье:
- как чаще реагируют родители, если он не слушается _________________________________________
- часто ли в родители могут накричать _______________________________________________________
- как его наказывают притяжѐлых провинностях ______________________________________________
- по какой причине, родители чаще раздражаются на него ______________________________________
- всегда ли он понимает, что от него требуют родители _______________________________________
2) Направленность интересов.
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия
техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная
(артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая)
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________________________________________
3) Культурный кругозор:
- посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки_______________________________________
- какую литературу предпочитает читать ____________________________________________________
- регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
3) Социальный опыт ребенка:
- сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой
_____________________________________________________________________________________
- с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося
______________________________________________________________________________________
- постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд и т.д.);
- содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле,
скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы;
другое_______________________________________________________________________________
- курит (эпизодически, систематически);
- употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие __________________________
- играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).
4) В случае конфликтной ситуации в школе: _________________________________________________
- начало возникновения проблем в школе ____________________________________________________
- его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер - конфликтный характер - не
складываются)_________________________________________________________________________
- жалобы на педагогов ___________________________________________________________________
- кто из педагогов \ взрослых поддерживает его в школе _______________________________________
- с кем из учителей \ взрослых конфликты возникают чаще _____________________________________
Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:
- жалобы на одноклассников _______________________________________________________________
- как строятся его отношения с одноклассниками (стремится к сотрудничеству - стремится к лидерству
в группе - поддерживает авторитет с применением силы - держится обособленно - вступает в
конфликты
отношения
с
большинством
пока
не
складываются)_________________________________________________________________________
Прогулы, категорический отказ посещать школу:
- как часто пропускает уроки ______________________________________________________________
- причины пропусков занятий, по мнению подростка __________________________________________
- любимые \ нелюбимые предметы; ________________________________________________________
- часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель _______________________________
- быстро ли устает на уроках ______________________________________________________________
- трудно ли усваивать материал __________________________________________________________
Способы выхода из конфликта, по мнению ребенка ____________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сильные качества его личности ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ ___________
При взаимодействии с подростком социальный педагог исследует:
• его положение в школе и семье; • его увлечения, интересы, положительные черты его характера;
• отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.
Приложение №3
Образец педагогического заключения, представляемого на консилиум
Заключение педагога для школьного ППк
Фамилия,
имя
ребенка
_____________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Школа ________________ класс __________________________________________________________
Общие сведения о ребенке _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
__
Сфера нарушения адаптации:
сложности обучения _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
трудности усвоения норм поведения _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
эффективность контактов ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
позиция учащегося в коллективе __________________________________________________________
Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ________________________________
______________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
математика _____________________________________________________________________________
русский язык __________________________________________________________________________
чтение (литература) ______________________________________________________________________
Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:
- при устных и письменных ответах на уроке_________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- в процессе усвоения нового или повторения старого материала ________________________________
______________________________________________________________________________________
- при подготовке домашних заданий _______________________________________________________
- причины возникающих трудностей ________________________________________________________
Успеваемость по основным предметам:
математика ______ русский язык _______ чтение/литература ___________________________________
Характеристика эмоционального состояния в учебной ситуации ________________________________
______________________________________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации по обучению _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Подпись педагога ППк _____________________________________
Дата ____________________
Приложение №4
Образец психологического заключения
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ для школьного ППк
Фамилия,
имя
ребенка
_____________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Школа ________________ класс ____________________________________________________________
Социальные контакты: сверстники_________________________________________________________
взрослые______________________________________________________________________________
Учебная мотивация______________________________________________________________________
Общая оценка ребенка в ситуации обследования______________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Латеральный фенотип: рука_______________, глаз_____________ухо_____________________________
Работоспособность________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Особенности развития психических функций.
Сформированность функций программирования и контроля ____________________________________
Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация
движений) _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_
Сформированность пространственных представлений ________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Восприятие
(зрительное
и
слуховое)______________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Внимание_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Память (слухо-речевая, зрительная)________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мышление_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Качественная характеристика речи ________________________________________________________
Личностные
характеристики_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Интересы, представление о будущем_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Заключение психолога_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционной работе_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Подпись педагога- психолога ППк _______________________________
Дата ____________________
Приложение№ 5
Журнал записи детей на ППк
№ п/п
№
п/п
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Дата
рождения
(число,
месяц,
год)
Инициатор
обращения
Повод
обращения
График
консультирова
ния
специалистам
Приложение № 6
Журнал
регистрации заключений и рекомендаций специалистов,
коллегиального заключения и рекомендаций ППк
Дата,
Ф.И.О.
Дата
Проблема
Заключение
Рекомендации
время
ребенка
рождения
специалиста
(число,
или
месяц,
коллегиальное
год)
заключение
ППк
Приложение № 7
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
N п/п
Дата, время Ф.И.О.
ребенка
Возраст
Пол
Проблема
Заключение РекомендацииСпециалист
специалиста
или состав
или
ППк
коллегиальное
заключение
ППк
Основные блоки
1. "Вкладыши":
- педагогическая характеристика;
- выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке
медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства
ребенка.
2. Документация специалистов ППк (согласно утвержденным формам):
- заключения специалистов ППк;
- коллегиальное заключение ППк;
- дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы;
мер, предпринятых до обращения в ППк, и их эффективности;
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ППк
I. Алгоритм действий специалистов школьного ППк
при первичном обследовании ребенка на ППк (1- 4 классы)
Классные руководители образовательного учреждения, на основании наблюдения за развитием
ребенка выявляют из числа обучающихся детей испытывающих трудности в усвоении программы
общеобразовательной школы.
Проводят беседу с родителями (законными представителями) о необходимости обследования
ребенка на ПМПк, получают письменное согласие родителей (законных представителей) на предмет
обследования ребенка. В случае несогласия родителей (законных представителей) проводят с ними
просветительскую, разъяснительную работу по созданию адекватного понимания проблемы в
развитии ребенка.
В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный
руководитель подает заявку председателю школьного ПМПк с просьбой на обследование ребенка
специалистами школьного ПМПк (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) и готовит
на ребенка пакет документов (педагогическая характеристика (Приложение 1, 2), педагогическое
представление (Приложение 3), образцы письменных работ учащегося, заявление родителей (законных
представителей), сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков
(Приложение 4).
Обследование ребенка проводится каждым специалистом школьного ПМПк индивидуально.
Результаты обследования заносятся в представления педагога-психолога (Приложение 5), В них же
специалисты школьного ПМПк дают рекомендации по определению дальнейших направлений работы
с данным учащимся.
Классный руководитель запрашивает у медицинского работника школы краткие
анамнестические данные об истории развития ребенка, начиная с раннего детства и до настоящего
времени (в свободной форме)
После того как все необходимы документы на ребенка будут собраны, председатель ПМПк
назначает дату проведения заседания школьного ПМПк. На данное заседание приглашаются члены
ПМПк, медицинский работник школы, учителя-предметники, родители (законные представители)
ребенка, сам ребенок.
Члены школьного ПМПк заслушивают классного руководителя, учителей, педагога-психолога,
учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника. Проводится собеседование с
родителями (законными представителями) учащегося с целью выяснения условий и характера его
семейного воспитания, позиции родителей. Проводится беседа с учащимся.
Председатель школьного ПМПк заводит «Карту развития ребенка» (Приложение 8) куда
заносятся все сведения о ребенке, прилагаются документы предоставленные классным руководителем,
специалистами ПМПк, заявление родителей (законных представителей). Данная карта должна
заполняться в конце каждой четверти (для педагогов), и в конце каждого курса коррекционноразвивающих занятий специалистов ОУ с описанием наблюдаемой динамики. «Карта развития
ребенка» хранится у председателя школьного ПМПк.
По результатам проведенного заседания школьного ПМПк заводится протокол (Приложение
9). Делается выписка из заседания школьного ПМПк на каждого учащегося отдельно (Приложение
10).
Если ребенок направляется на районную ПМПК для определения образовательного маршрута,
то сначала родителям (законным представителям) рекомендуется пройти врача – психиатра, получить
у него заключение и представить его специалистам районной ПМПК. На прием к врачу-психиатру
необходимо предоставить педагогическую характеристику на ребенка, его письменные работы по
русскому языку и математике.
Если по решению школьного ПМПк ребенок направляется на районную ПМПК, то
председатель школьного ПМПк делает письменную заявку на имя председателя Территориальной
ПМПК с просьбой обследовать детей, испытывающих трудности в усвоении программы
общеобразовательной школы с целью определения формы обучения.
Для первичного обследования ребенка на районной ППК образовательное учреждение
предоставляет следующие документы из «Карты развития ребенка»:
- письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование (заявление
установленного образца
- педагогическую характеристику на ребенка;
- педагогическое представление для ППк;
- представление педагога-психолога для ППк;
- заключение школьногоППк;
- копии письменных работ учащегося по русскому языку и по математике;
- сведения об успеваемости ребенка;
- сведения о количестве пропущенных уроков;
- копию свидетельства о рождении ребенка (паспорт);
- копию паспорта родителей (законных представителей), копию удостоверении опекуна;
- копии врачебных заключений (если ребенок стоит на учете у узких специалистов);
12. В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными
представителями) и в сопровождении представителя школьного ПМПк, который предоставляет пакет
документов на ребенка специалистам районной ПМПК, приглашается для обследования в районную
ПМПК. Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую
карту ребенка из поликлиники.
13. По результатам проведенного обследования председателю школьного ПМПк выдается
выписка из протокола заседания ПМПК, которая хранится в личном деле учащегося и в «Карте
развития ребенка».
II. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПкпри повторном обследовании ребенка
на ПМПК
Для повторного обследования на районную ПМПК направляются дети, обучающиеся по
программе VII вида в конце 4 класса (при переходе на вторую ступень обучения), в конце 6 класса и в
конце 8 класса. Учащиеся данных классов должны иметь выписку из протокола заседания ПМПК с
рекомендациями о форме обучения, выданную раннее.
Ребенку прошедшему ПМПК и взятому на коррекционно-развивающее обучение назначается
ведущий специалист (классный руководитель), он и другие специалисты школьного ПМПк ведут
коррекционно-развивающую работу с ребенком и отслеживают динамику развития ребенка, проводят
комплексные диагностические обследования.
Перечисленные в пункте 2 специалисты предоставляют председателю школьного ПМПК
документы, отражающие динамику развития ребенка за установленный период, эффективность
выбранной формы обучения и проводимой коррекционной работы (эти данные отражаются в
педагогической характеристике, в представлении педагога, представлении учителя-логопеда,
представлении педагога-психолога).
Классный руководитель проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка
о необходимости повторного обследования на ПМПК, берут у родителей письменной согласие
(заявление), готовит пакет документов для школьного ПМПк, направляет к врачу-психиатру.
Для школьногоПМПк классный руководитель предоставляет те же документы, что и при
первичном обследовании на ПМПк.
Дальнейшая работа школьного ПМПк строится также, как и при первичном направлении
ребенка на районную ПМПК.
При выявлении новых обстоятельств или координальных изменений в состоянии развития
ребенка (положительная или отрицательная динамика) в процессе коррекционной работы повторный
прием на районной ПМПК может проводится внепланово по заявке родителей (законных
представителей) или ОУ.
III. Алгоритм действий специалистов школьногоПМПк
при отслеживании динамики развития ребенка специалистами районной ПМПК
Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей,
прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на
динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты
районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании
ПМПК сведения о динамике развития ребенка:
- педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики
коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на
районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей
работы;
- педагогическое представление для отслеживания динамики развития
- психологическое представление для отслеживания динамики развития
сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое
сопровождение
4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК
заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка
специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола
совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме
обучения ребенка
Приложение № 8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей
образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося)
Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Общие сведения.
o Группа или класс обучения на
день подготовки представления:
o Дата зачисления в организацию,
осуществляющую
образовательную деятельность:
1 З. Наименование и
вариант
(при
наличии)
образовательной
программы,
по которой организовано образование
обучающегося:
1.4 Форма получения образования (выбрать нужное):
в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в группе
комбинированной направленности, в группе компенсирующей направленности, в
группе общеразвивающей направленности, в группе оздоровительной направленности,
в общеобразовательном классе, в инклюзивном классе, в отдельном (коррекционном)
классе для обучающихся с (указать категорию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья), на дому, в медицинской организации, в иной группе или
классе (указать, какой) (выбрать нужное);
вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (в форме семейного
образования, в форме самообразования (выбрать нужное).
1.5. Использование при реализации образовательной программы электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий (выбрать нужное):
да;
нет.
1.6. Использование сетевой формы реализации образовательной программы (выбрать
нужное):
да;
нет.
1.7. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость обучающегося (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (указать причину), перевод в другой класс, замена учителя
начальных классов (однократная, повторная (выбрать нужное), межличностные
конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией;
обучение на основе индивидуального учебного плана; обучение на дому; повторное
обучение в классе; наличие частых и (или) хронических заболеваний; частые пропуски
учебных занятий; иное (указать) (выбрать нужное).
1.8. Состав семьи (указать, с кем проживает обучающийся, родственные связи, наличие
братьев и (или) сестер).
1.9. Трудности, переживаемые в семье: материальные; в связи с бракоразводным
процессом; в связи с переездом в другой город или страну; плохое владение русским
языком одного или нескольких членов семьи; низкий уровень образования одного или
нескольких членов семьи; проживание с одним или несколькими членами семьи с
антисоциальным поведением и (или) психическими расстройствами (выбрать нужное);
2.
Сведения об условиях и результатах обучения:
2.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного
и личностного развития обучающегося на момент поступления в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность (указать в соотношении с возрастными
нормами развития).
2.2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного
и личностного развития обучающегося на момент подготовки представления (указать в
соотношении с возрастными нормами развития).
2.3. Характеристика
динамики
познавательного,
речевого,
двигательного,
коммуникативного и личностного развития обучающегося за
(указать период).
2.4. Характеристика
динамики
деятельности (практической,
игровой,
продуктивной) обучающегося за
(указать период) – (для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
2.5. Характеристика динамики освоения образовательной программы обучающегося
(указать соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям федеральной
основной образовательной программы, в том числе адаптированной, или, для обучающегося
по программе дошкольного образования - достижение целевых ориентиров (в соответствии
с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного общего образования,
среднего
общего
образования,
профессионального
образования
Достижение
образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных
образовательных областях).
2.6. Индивидуальные особенности обучающегося, влияющие на результат обучения
(указываются особенности: мотивации к обучению; коммуникации с педагогами и
одноклассниками; ситуации, в которых возникает эмоциональная напряженность; уровень
истощаемости и иные особенности обучающегося).
2.7. Отношение семьи к трудностям обучающегося.
2.8. Организация коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи для
обучающегося (указывается: направление (направления) работы и специалисты психологопедагогического сопровождения, участвующие в ней; регулярность посещения занятий;
характеристика результатов).
2.9. Характеристики взросления (указывается: характер занятости во внеучебное время;
отношение к учебе; отношение к педагогическому воздействию; характер и значимость
общения со сверстниками; значимость виртуального общения; способность критически
оценивать свои поступки и поступки окружающих; самооценка; особенности
психосексуального развития (при наличии); религиозные убеждения (при наличии, с указанием
характера проявления (навязывает другим, или не актуализирует) жизненные планы и
профессиональные намерения).
2.10. Характеристика поведенческих девиаций (указывается: совершенные в прошлом или
текущие правонарушения; наличие самовольных уходов из Дома и (или) бродяжничества;
проявления агрессии (физической и (или) вербальной); склонность к насилию, отношение к
курению, алкоголю, наркотика и иным психоактивным веществам); сквернословие;
отношение к компьютерным играм; повышенная внушаемость; дезадаптивные черты
личности).
2.11. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы.
2.12. Дополнительная информация (указывается: хобби, увлечения, интересы;
принадлежность к молодежной субкультуре (субкультурам).
2.13. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного
маршрута обучающегося, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации и (или) условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Приложение: (сведения о текущей успеваемости, о результатах промежуточной аттестации по
учебным предметам, копия приказа об организации обучения на дому и (или) в медицинской
организации).
Дата составления представления
Руководитель организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
подпись
ФИО
Председатель психолого-педагогического консилиума
(при наличии):
подпись
ФИО
Члены психолого-педагогического консилиума или специалист
(специалисты), осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося
подпись
ФИО
ПП
Приложение № 9
ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЙ
школьного ПП-консилиума
(образец заполнения)
Дата «
»
20
г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель Ф.И.О._________________________________
Соц. педагог _______________________________________
Психолог ________________________________________
Мед.работник _______________________________________
Преподаватели _____________________________________
___________________________________
___________________________________
ПОВЕСТКА ДНЯ: Определение дальнейшего маршрута обучения учащихся_______ класса,
испытывающих трудности при усвоении программы общеобразовательной школы: (далее Ф.И.О.
учащихся)
СЛУШАЛИ: (Классного руководителя, педагога-психолога,соц. педагога, мед. работника, учителейпредметников.
Кратко
их
выступление)
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
____________________________________________
РЕШЕНИЕ КОНСИЛИУМА: Направить учащихся ___ класса (Ф.И.О.) на районную ПМПК с целью
определения формы обучения и маршрута индивидуального развития.
Председатель шк. ППк ____________________________________________
Секретарь __________________________________________________________