Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Слободо-Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
СОГЛАСОВАНО:

РАССМОТРЕНО:
Педагогический совет,
протокол №1
Рассмотрено:
от 29.08.2024г.

заместитель директора по
УВР,
Кайгородцева С.Н.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1»
Струина Л.Н.,

от 30.08.2024г.

приказ от
01.09.2024г. № 124-д

Лариса
Никола
евна
Струин
а

Подписан цифровой
подписью: Лариса
Николаевна Струина
DN: O="МКОУ ""
Слободо-Туринская
СОШ № 1""", CN=Лариса
Николаевна Струина, E=
school-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Расположение:
Дата: 2024.09.15
17:27:40+05'00'
Foxit PDF Reader
Версия: 2024.2.2

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ «СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ СОШ № 1»

Туринская Слобода, 2024г.
№
п/п
I
1.1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

3
3

Цели реализации программы НОО
Принципы формирования и механизмы реализации программы НОО
Общая характеристика программы НОО
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы НОО
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы НОО
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей урочной и
внеурочной деятельности
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»,
Приложение № 1
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»,
Приложение № 2
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык»,
Приложение № 3
Рабочая программа учебного предмета «Математика»,
Приложение № 4
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»,
Приложение № 5
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики», Приложение № 6
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»,
Приложение № 7

3
4
6
9

2.1.8

Рабочая программа учебного предмета «Музыка», Приложение № 8

17

2.1.9

17

2.2

Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)»,
Приложение № 9
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»,
Приложение № 10
Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность»,
Приложение № 11
Программа формирования УУД у обучающихся

2.3
III
3.1
3.2
3.3

Рабочая программа воспитания Приложение № 12
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Календарный учебный график.
Характеристика условий реализации программы СОО

23
23
23
26
28

1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2
1.3
II
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
2.1.6
2.1.7

2.1.10
2.1.11

9
17
17
17
17
17
17
17
17
17

17
17
17

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программам начального

общего образования (далее –

Программа) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Слободо-Туринская
Средняя общеобразовательная школа № 1», разработана на основе ФЗ № 273 от 29 декабря 2012
года «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, федеральным государственным
образовательным

стандартом

начального

общего

образования

(далее

–

ФГОС

НОО).

Также при реализации ООП НОО учтены требования:

2020

г.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
№

28

"Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"",


Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021

г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания".
При разработке ООП НОО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Слободо-Туринская Средняя общеобразовательная школа № 1» предусматривает
непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
язык», Математика, «Литературное чтение», «Окружающий мир»1, «Иностранный язык», «Труд
(технология)», «Изобразительное искусство», «Физическая культура»
ООП

НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный 2.

Приложением к ООП ООО являются локальные нормативные акты образовательной организации,
конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.
1.1.1 Цели реализации программы НОО
Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской
Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и
воспитание каждого обучающегося;
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
Часть 63 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
1

2

3

организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение
следующих основных задач:
формирование

общей

культуры,

гражданско-патриотическое,

духовно-нравственное

воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок,
приобретению

знаний,

общественными,

умений,

навыков,

государственными

определяемых

потребностями

и

личностными,

возможностями

семейными,
обучающегося,

индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся

способности,

через

систему

клубов,

секций,

студий

и других, организацию общественно полезной деятельности;
организация

интеллектуальных

и

творческих

соревнований,

научно-технического

творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей),

педагогических

работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
1.1.2 Принципы формирования и механизмы реализации программы НОО
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной
школе;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной
организации ООП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в
учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип

учёта

ведущей

деятельности

обучающегося:

программа

обеспечивает

конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
4

механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача,
учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику
в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального общего
образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным
программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на
уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний,
воспитание чувств

и познавательных интересов обучающихся,

нравственно-ценностного

отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому

здоровью

обучающихся,

приоритет

использования

здоровьесберегающих

педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и
нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические
нормативы),
и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям

воспитания

и

обучения,

отдыха

и

оздоровления

детей

и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января
2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее
адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объем аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и
5

более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными

нормативными

актами

образовательной

организации.

При

формировании

индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и
недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание
занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.1.3 Общая характеристика программы НОО
Структура Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных
курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого школой.
Программа

является

основным

документом,

регламентирующим

образовательную

деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности
ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный3.
Пункт 29 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), с изменениями, внесенными приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный № 69676) (далее – ФГОС
НОО, утвержденный приказом № 286); пункт 16 Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 октября 2009 г.
№ 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2009 г.,
регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования
и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября
2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993),
от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714),
от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936) и приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828) (далее – ФГОС НОО, утвержденный
приказом № 373).
3

6

6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
7. Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
8. Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает:
цели

реализации

ООП

НОО,

конкретизированные

в

соответствии

с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального
общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством
реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику ООП НОО.
9. Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы, ориентированные
на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.
рабочие

программы

учебных

предметов

обеспечивают

достижение

планируемых

результатов освоения ООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО к результатам
освоения программы начального общего образования.
Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на
этапе завершения ими освоения программы начального общего образования 4.
Рабочая
и
к

программа

укрепление
которым

традиционных

относятся

жизнь,

воспитания
российских
достоинство,

направлена

на

духовно-нравственных
права

и

свободы

сохранение
ценностей,

человека,

патриотизм,

гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы,

крепкая

семья,

созидательный

труд,

приоритет

духовного

Пункт 31.2 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.4 ФГОС НОО, утвержденного
приказом № 373.
4

7

над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 5
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том
числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов
освоения программы начального общего образования6.
Рабочая

программа

воспитания реализуется

в

единстве

урочной

и

внеурочной

деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими
институтами воспитания7.
Организационный

раздел

ООП

НОО

определяет

общие

рамки

организации

образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы начального общего образования8 и включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной

направленности,

которые

организуются

и

проводятся

образовательной

организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или
периоде обучения.
ООП НОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве
урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1. 2 Планируемые результаты освоения ООП НОО.
Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным целям
начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных
ценностей»
(Официальный
интернет-портал
правовой
информации
(www.pravo.gov.ru), 2022, 9 ноября, № 0001202211090019).
6
Пункт 31.3 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.6 ФГОС НОО, утвержденного
приказом № 373.
7
Пункт 31.3 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.6 ФГОС НОО, утвержденного
приказом № 373.
8
Пункт 32 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утвержденного
приказом № 373.
5

8

правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности

познавательных,

коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность
изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и
саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования
обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых,
так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
ООП НОО.
1.3.1 Основой

объективной

оценки

соответствия

установленным

требованиям

образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС
НОО независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким
образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам
обучающихся и средствам оценки их достижения.
1.3.2. Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки)
является

частью

системы

оценки

и

управления

качеством

образования

в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией
соответствующего локального акта.
1.3.3. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными
функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом.
1.3.4. Основными

направлениями

и

целями

оценочной

деятельности

в образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального,
регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;

9

оценка

результатов

деятельности

образовательной

организации

как

основа

аккредитационных процедур.
1.3.5. Основным

объектом

системы

оценки,

её

содержательной

и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в
планируемых результатах освоения обучающимися ФОП НОО.
1.3.6. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
1.3.7. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
портфолио;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
1.3.8. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования;
мониторинговые

исследования

муниципального,

регионального

и федерального уровней.
1.3.9. В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации
реализует

системно-деятельностный,

уровневый

и

комплексный

подходы

к

оценке

образовательных достижений.
1.3.10. Системно-деятельностный
обучающихся

проявляется

в

подход

к

оценке

оценке

образовательных

способности

достижений

обучающихся

к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня
функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями
оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
1.3.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит
важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется
как

по

отношению

к

содержанию

оценки,

так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
1.3.12. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется
за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов
базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о
способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со
всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей,
отделяющей
для

знание

продолжения

от

обучения

незнания,
и

усвоения
10

выступает
последующего

достаточным
учебного

материала.

1.3.13. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных

образовательных

достижений

обучающихся

и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся,
условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе
исследовательских) и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование

мониторинга

динамических

показателей

освоения

умений

и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных
(цифровых) технологий.
1.3.14. Целью

оценки

личностных

достижений

обучающихся

является

получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и
ее влиянии на коллектив обучающихся.
1.3.15. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и
правил

взаимодействия

с обучающимся

с

учетом

его

индивидуально-психологических

особенностей развития.
1.3.16. Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две
группы результатов:
основы

российской

гражданской

идентичности,

ценностные

установки

и социально значимые качества личности;
готовность

обучающихся

к

саморазвитию,

мотивация

к

познанию

и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
1.3.17. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник
может осуществлять только оценку следующих качеств:
наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных
действий.

11

1.3.18. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
планируемых результатов освоения ФОП НОО, которые отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
1.3.19. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
1.3.20. Оценка

метапредметных

результатов

проводится

с

целью

определения

сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;
коммуникативных универсальных учебных действий;
регулятивных универсальных учебных действий.
1.3.21. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование

и

оценку

у

обучающихся

базовых

логических

действий,

базовых

исследовательских действий, умения работать с информацией.
1.3.22. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить

закономерности

и противоречия

в рассматриваемых

фактах,

данных

и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ситуациях,

поддающихся

непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
1.3.23. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить
по

установлению

по

предложенному

особенностей

объекта

плану

опыт,

изучения

(часть - целое, причина - следствие);
12

и

несложное
связей

исследование

между

объектами

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать

возможное

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия

в аналогичных или сходных ситуациях;
1.3.24. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно

или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
1.3.25. Овладение
предполагает

универсальными

формирование

и

учебными

оценку

у

коммуникативными

обучающихся

таких

действиями

групп

умений,

как общение и совместная деятельность.
1.3.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
1.3.27. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
формулировать
с

учётом

участия

краткосрочные
в

коллективных

и

долгосрочные

задачах)

в

цели

стандартной

(индивидуальные
(типовой)

ситуации

на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
13

принимать
по

её

цель

совместной

достижению:

деятельности,

распределять

роли,

коллективно

договариваться,

строить

действия

обсуждать

процесс

и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
1.3.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает

формирование и оценку у обучающихся

умений

самоорганизации

(планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха
(неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок).
как

1.3.29. Оценка

достижения

педагогическим

работником

метапредметных
в

ходе

текущей

результатов
и

осуществляется

промежуточной

оценки

по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем
учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и
выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и
регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
1.3.30. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных
действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического
совета

образовательной

организации.

Инструментарий

для

оценка

сформированности

универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
1.3.31. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей,

включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на

применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
1.3.32. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
1.3.33. Основным

предметом

оценки

результатов

освоения

ООП

НОО

в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и
способах

действий,

в

том

числе

метапредметных

коммуникативных)

(познавательных,

регулятивных,
действий.

14

1.3.34. Для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии:
знание и понимание, применение, функциональность.
- Обобщённый

критерий

«знание

и

понимание»

включает

знание

и понимание роли изучаемой области знания или вида деятельности в различных контекстах,
знание

и

понимание

терминологии,

понятий

и

идей,

а также процедурных знаний или алгоритмов.
- Обобщённый критерий «применение» включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и
операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению

нового

знания,

его

интерпретации,

применению

и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой
деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
- Обобщённый

критерий

«функциональность» включает

осознанное

использование

приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся
сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием
когнитивных операций.
1.3.35. Оценка

предметных

результатов

освоения

ООП

НОО

осуществляется

педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и
итогового контроля.
1.3.36. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно
включать:
список

итоговых

планируемых

результатов

с

указанием

этапов

их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно),
практика);
требования

к

выставлению

отметок

за

промежуточную

аттестацию

(при необходимости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
1.3.37. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с
целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
-Стартовая

диагностика

проводится

в

начале

1

класса

и

выступает

как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок
15

учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
- Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики
являются

основанием

для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
1.3.38. Текущая

оценка

направлена

на

оценку

индивидуального

продвижения

обучающегося в освоении программы учебного предмета.
- Текущая

оценка

может

быть

формирующей

(поддерживающей

и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную
деятельность)
и

осознанию

и

диагностической,

педагогическим

работником

способствующей
и

обучающимся

выявлению

существующих

проблем

в обучении.
- Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
- В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей
учебного предмета.
- Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
1.3.39. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
1.3.40. Промежуточная

аттестация

обучающихся

проводится,

начиная

со второго класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
1.3.41. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале.
1.3.42. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся
в следующий класс.
1.3.43. Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной
организации

и

складывается

из

результатов

накопленной

оценки

и итоговой работы по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном
содержании

предмета

с

учётом

формируемых

16

метапредметных

действий.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», Приложение № 1
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», Приложение № 2
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык», Приложение № 3
Рабочая программа учебного предмета «Математика»,Приложение № 4
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», Приложение № 5
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
Приложение № 6
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство», Приложение № 7
Рабочая программа учебного предмета «Музыка», Приложение № 8
Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)», Приложение № 9
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура», Приложение № 10
Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность», Приложение № 11
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных (обобщённых)
учебных действий (далее ‒ УУД) имеет следующую структуру:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий.
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через
установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и
достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие
проявляется в следующем:
предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой
становления УУД;
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной
инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных
интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и
воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного
информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
под

влиянием

универсальность

как

УУД

складывается

качественная

новый

стиль

характеристика

познавательной

любого

учебного

деятельности:
действия

и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы
действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается
на качестве изучения учебных предметов;
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует
17

снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность
развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного
содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей
изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Познавательные

УУД

отражают

совокупность

операций,

участвующих

в учебно-познавательной деятельности обучающихся и включают:
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде
виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и
эксперименты; измерения и другое);
базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение,
классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и
другое);
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических
(таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).
Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося
к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные

УУД

являются

основанием

для

формирования

готовности

обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания,
членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями
разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального
отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
Коммуникативные

УУД

целесообразно

формировать,

используя

цифровую

образовательную среду класса, образовательной организации.
Коммуникативные УУД характеризуются

четырьмя группами

учебных операций,

обеспечивающих:
-смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую
деятельность с ними;
-успешное

участие

обучающегося

в

диалогическом

взаимодействии

с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том
числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
-успешную
создание

текстов

продуктивно-творческую
разного

типа

–

описания,

деятельность
рассуждения,

(самостоятельное

повествования),

создание

и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового
назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
-результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание
собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать,
18

вырабатывать

общую

точку

зрения),

в

том

числе

в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные

УУД

отражают

совокупность

учебных

операций,

обеспечивающих

становление рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их
формирование осуществляется на пропедевтическом уровне).
Выделяются шесть групп операций:
-принимать и удерживать учебную задачу;
-планировать её решение;
-контролировать полученный результат деятельности;
-контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
-предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
-корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность
обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к
мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
В

федеральных

рабочих

программах

учебных

предметов

требования

и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что
позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной деятельности строится
на двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность:
-знание

и

рассуждать,

применение

находить

коммуникативных
компромиссные

форм

взаимодействия

решения),

в

(договариваться,

том

числе

в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
-волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и
других в результат общего труда и другие).
Механизмом

конструирования

образовательного

процесса

являются

следующие

методические позиции.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения
УУД и устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют
формированию разных метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету
предусматривается включение заданий, выполнение которых требует применения определённого
познавательного,

коммуникативного

или

регулятивного

универсального

действия.

Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного
предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных
предметов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании.
19

На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник
предлагает задания, требующие применения учебного действия или операций на разном
предметном содержании.
Третий этап

характеризуется

устойчивостью

УУД,

то

есть

использования

его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться
обобщённое видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на
конкретное

содержание.

Например,

«наблюдать

–

значит…»,

«сравнение

–

это…»,

«контролировать – значит…» и другое.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность (независимость от
конкретного содержания) как свойство учебного действия сформировалась.
Педагогический работник использует виды деятельности, которые в особой мере
провоцируют применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием
электронных

образовательных

и

информационных

ресурсов

информационно-

телекомуникационной сети «Интернет», исследовательская, творческая деятельность, в том числе
с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться
от репродуктивного типа организации обучения, при котором главным методом обучения является
образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом случае задача обучающегося –
запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении учебной задачи. В таких условиях
изучения учебных предметов универсальные действия, требующие мыслительных операций,
актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются
востребованными,

так

как

использование

готового

образца

опирается

только

на восприятие и память.
Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность обучающегося к
диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая
и исследовательская деятельность может осуществляться с использованием информационных
банков, содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового,
бытового назначения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия.
Например, для формирования наблюдения как метода познания разных объектов
действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных
природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального)
представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность,
которую невозможно предоставить ученику в условиях образовательной организации (объекты
природы, художественные визуализации, технологические процессы и другие).
Уроки

литературного

чтения

позволяют

проводить

наблюдения

текста,

на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с
20

представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы,
строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать обобщения практически на
любом предметном содержании. Если эта работа проводится учителем систематически и на
уроках
по всем учебным предметам, то универсальность учебного действия формируется успешно и
быстро.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих операциональный
состав учебного действия. Цель таких заданий – создание алгоритма решения учебной задачи,
выбор соответствующего способа действия. На первых этапах указанная работа организуется
коллективно, выстраиваются пошаговые операции, постепенно обучающиеся учатся выполнять
их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать последовательность этапов формирования
алгоритма: построение последовательности шагов на конкретном предметном содержании;
проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на новый уровень – построение
способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным
аналитическим оценкам;
выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть
возможные трудности и ошибки. При этом возможно реализовать автоматизацию контроля с
диагностикой

ошибок

обучающегося

и

с

соответствующей

методической

поддержкой

исправления самим обучающимся своих ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной деятельности
развивает способность обучающихся работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в
новых нестандартных ситуациях.
Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий сравниваемых
предметов (объектов, явлений); определение их сходства, тождества, похожести; определение
индивидуальности,

специфических черт

объекта.

Для

повышения мотивации

обучения

обучающемуся предлагается новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного
представления объектов, явлений)
(виртуальные)

модели

– выбирать (из информационного

изучаемых

предметов

(объектов,

банка) экранные
явлений)

и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести
с другими.
Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые подлежат
классификации; сравнение выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние
(несущественные) и главные (существенные) свойства; выделение общих главных (существенных)
21

признаков всех имеющихся объектов; разбиение объектов на группы (типы) по общему главному
(существенному) признаку. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления
моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для анализа свойств
объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств
экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом
возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения
учителем итогов работы.
Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов (объектов,
явлений, понятий) и выделение их общих признаков; анализ выделенных признаков и определение
наиболее устойчивых (инвариантных) существенных признаков (свойств); игнорирование
индивидуальных

и

(или)

особенных

свойств

каждого

предмета;

сокращённая

сжатая

формулировка общего главного существенного признака всех анализируемых предметов.
Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их
количество в отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и
выделения их общих признаков. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в
электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых
способов действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся чёткое
представление об их универсальных свойствах, то есть возможность обобщённой характеристики
сущности универсального действия.
Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения
программы начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной
оценке, так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной
оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности.
В

задачу

педагогического

работника

входит

проанализировать

вместе

с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности.
168.18.

В

федеральных

рабочих

программах

учебных

предметов

содержание

метапредметных достижений обучения представлено в разделе «Содержание обучения», которое
строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный
вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего
образования. В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения УУД, и только к
концу второго года обучения появляются признаки универсальности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено
также в разделе «Планируемые результаты обучения». Познавательные УУД включают перечень
базовых логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией.
Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия,
22

связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие
монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД
включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел
«Совместная

деятельность»

интегрирует

коммуникативные

и

регулятивные

действия,

необходимые для успешной совместной деятельности.
2.3. Рабочая программа воспитания, приложение № 12
III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
Учебный план является нормативным документом, обеспечивающим реализацию ООП НОО, в
2023-2024 учебном году, определяющим объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав учебных предметов. Он соответствует действующему законодательству Российской
Федерации

в

области

образования,

обеспечивает

исполнение

федеральных

государственных

образовательных стандартов начального общего образования.
Учебный план для обучающихся 1– 4 классов на 2023 – 2024 учебный год составлен на основе
следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» с учетом
изменений от 03.08.2018г. № 317-ФЗ, внесенных в статьи 11 и 14 ФЗ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 992 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования» от 22.01.2024 № 31;
- Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными
изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2023/24 учебном году»,
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-11303 «О направлении методических
рекомендаций»,
-

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.03.2021 г. №115;
- Приказа Министерства просвещения РФ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
23

начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28.12.2018 г. № 345;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
- СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;

- Устава МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1;
- Положения «О порядке формирования и утверждения учебного плана МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1;
Язык обучения – русский, иностранный язык – английский.
В учебном плане начального общего образования отражены: все учебные предметы, недельное
распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка. Количество часов на
освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не превышает величин недельной образовательной нагрузки.
Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам, вошедших в перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Учебный план для 1-4-х классов составлен в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и определяет максимальный объём учебной
нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение
содержания образования по классам и учебным предметам.
Учебный план начального общего образования состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть представлена предметными
областями «Русский язык», «Литературное чтение», , «Математика», «Информатика», «Окружающий мир»,
«Иностранный язык», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство»,
«Технология», «Физическая культура».
Предмет «Функциональная грамотность» представлен в части, определяемой участниками
образовательных отношений.

Особенности учебного плана начального общего образования МКОУ «Слободо-Туринская
СОШ № 1
Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 учебных
недели, в I классе – 33 недели. Система организации образовательной деятельности в 1-4 классах по

четвертям.
24

Максимально допустимая недельная нагрузка составляет в 1 классе – 21 час, во 2-4 классах – 23
часа. Для обучающихся в I классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Согласно
санитарно-эпидемиологическим

правилам

эпидемиологические требования

к

и

условиям

нормативам
и

СанПин

организации

2.4.2.

обучения

2821-10
в

«Санитарно-

общеобразовательных

учреждениях». Каникулы проводятся в сроки, установленные календарным учебным графиком

МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1 на 2023-2024 учебный год.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать

продолжительности

выполнения

1

час

–

для

класса,

1

1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в
соответствии с Гигиеническими нормативами.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учётом

выбора

участниками

образовательных

отношений

учебных

курсов

внеурочной

деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и
их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, секции, круглые
столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно
полезные практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школа использует возможности
организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации
внеурочной

деятельности

образовательная

организация

может

заключать

договоры

с

учреждениями дополнительного образования.
Предметные
области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных

Количество часов в неделю
Учебные предметы/
классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4

Всего
20
16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных
культур и светской

-

-

-

1

1

25

культур
и светской этики

этики
Изобразительное

Искусство

искусство
Музыка
Труд (технология)

Технология
Физическая

Физическая культура

культура

Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность
Максимально допустимая недельная
нагрузка

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

4
4

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

0

3

1

1

1

0

3

21

23

23

23

90

3.2 Календарный учебный график.
3.2.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Режим работы - 5-дневная учебная неделя.
3.2.2. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
3.2.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября.
3.2.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 25 мая.
3.2.5. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается

чередование

периодов

учебного

времени

и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 9 календарных дней.
3.2.6. Продолжительность учебных четвертей составляет:
I четверть –8 учебных недель;
II четверть – 8 учебных недель;
III четверть – 10 учебных недель,
IV четверть – 8 учебных недель.
3.2.7. Продолжительность каникул составляет:


по окончании I четверти (осенние каникулы)

с 26.10.2024 по 05.11.2024– 10

календарных дней;


по окончании II четверти (зимние каникулы) с 29.12.2024 по 08.01.2025 – 11

календарных дней;


по окончании III четверти (весенние каникулы) с 22.03.2025 по 30.03.2025 – 9

календарных дней;


по окончании учебного года (летние каникулы) с 25.05.2025 по 31.08.2025 – не менее
26

8 недель.


дополнительные каникулы для 1 класса с 15.02.2025 по 23.02.2025 - 9 календарных дней


3.2.8. Продолжительность урока - 40 минут.
3.2.9. Продолжительность

перемен

между

уроками

составляет

10 минут. Вместо одной большой перемены после 1,2,3,4 и 5 уроков, перемены
по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью 30 минут, за
исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых
осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.
3.2.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
3.2.11. Образовательная
в

течение

учебной

недели,

недельная
при

этом

нагрузка
объем

распределяется

максимально

равномерно

допустимой

нагрузки

в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и один раз
в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю
6 уроков за счет урока физической культуры.
3.2.12. Занятия

начинаются

в

08.30

часов

утра

и

заканчиваются

не

позднее

16.00 часов – ГПД.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение

в

первом

полугодии:

в

сентябре,

октябре

–

по

3

урока

в

день

по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
в январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый;
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут.
3.2.13. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком - перерыв продолжительностью
20 минут.
3.2.14. Календарный учебный график образовательной организации составлен с учётом
мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций,
27

плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для
отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
3.3. Система условий реализации ООП НОО
Интегративным результатом выполнения требований к условиям ООП НОО является
создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения
личностного,

социального,

познавательного

(интеллектуального),

коммуникативного,

эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
3.3.1. Описание кадровых условий реализации ООП НОО МКОУ «Слободо-Туринская
СОШ № 1»
Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения
задач, определённых основной образовательной программой. Штатное расписание составлено и
утверждено

в

порядке,

предусмотренном

законодательством

Российской

Федерации.

Укомплектованность штата – 100%. Образовательный ценз педагогических работников
соответствует

требованиям,

предъявляемым

к

кадровому

составу

общеобразовательной

организации данного вида. 100% педагогических работников, осуществляющих образовательную
деятельность на уровне среднего общего образования имеют высшее профессиональное
образование. Расстановка кадров

оптимальна. В соответствии со штатным расписанием

сформирован пакет должностных инструкций. Основой для разработки должностных инструкций,
содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учётом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности педагогических
работников школы, служат требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
Результативность деятельности педагогических работников оценивается по схеме:
критерии оценки; содержание критерия; показатели/индикаторы. Показатели и индикаторы
разрабатываются школой на основе планируемых результатов и в соответствии со спецификой
основной образовательной программы школы. Они отражают динамику образовательных
достижений обучающихся, в том числе развития УУД, а также активность и результативность их
участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе
разновозрастных проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении. Обобщенная
оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе
различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических
работников учитываются: востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и
их

родителями

(законными

представителями);
28

использование

учителями

современных

педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и
научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня
профессионального
индивидуальных

мастерства;

работа

образовательных

учителя

траекторий

по

формированию

обучающихся;

и

сопровождению

руководство

проектной

деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
У педагогических работников, реализующих ООП НОО МКОУ «Слободо-Туринская СОШ
№ 1», сформированы основные компетенции, необходимые для реализации требований ФГОС
НОО и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, в том числе умения: обеспечивать условия для успешной
деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять
самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационнопоисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и
дидактические материалы; выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать
обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и
отражать

в

основной

образовательной

программе

специфику особых

образовательных

потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том
числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов);

организовывать

и

сопровождать

учебно-исследовательскую

и

проектную

деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; оценивать деятельность
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО, включая: проведение стартовой и
промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки
способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
интерпретировать результаты достижений обучающихся; использовать возможности ИКТ,
работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным

оборудованием.

Школа

укомплектована

медицинскими

работниками,

работниками пищеблока, учебно-вспомогательным персоналом, вспомогательным персоналом.
3.3.2 Материально-технические

условия реализации ООП НОО МКОУ «Слободо-

Туринская СОШ № 1»
Для реализации ООП НОО оборудованы:


8 учебных кабинетов из них:



3 учебных кабинета, оснащены интерактивными средствами;



1 учебный кабинет с автоматизированными рабочими местами обучающихся и

педагогических работников;


1 библиотека центр с рабочей зоной, оборудованный читальным залом и

книгохранилищем, обеспечивающим сохранность книжного фонда;
29



спортивный зал, оснащённый игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;



стадион со спортивными сооружениями;



помещения для питания обучающихся, а также для готовки пищи, обеспечивающие

возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;


актовый зал для проведения массовых, досуговых, развлекательных мероприятий;



помещение для медицинского персонала;



административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;



гардероб, санузлы;

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности в МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1» обеспечивает следующие ключевые возможности:


реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими

самостоятельной познавательной деятельности;


создание равновысоких возможностей для развития способностей обучающихся в

рамках проектного пространства развития, способствующего повышению конкурентоспособности
каждого учителя и ученика;


проектную

и

исследовательскую

деятельность

обучающихся,

проведение

наблюдений и экспериментов (в т.ч. с использованием традиционного и цифрового лабораторного
оборудования, электронных образовательных ресурсов, вещественных и виртуально-наглядных
моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений);


художественное творчество с использованием современных инструментов и

технологий, художественно-оформительские и издательские работы;

экологически

получение личного опыта применения универсальных учебных действий в
ориентированной

социальной

деятельности,

экологического

мышления

и

экологической культуры;


базовое и углубленное изучение предметов;



физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом,

участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;


практическое освоение правил безопасного поведения на дорогах и улицах с

использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

деятельности

размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
обучающихся

в

информационно-образовательной

среде

образовательной

индивидуальную

и

групповую

планирование

образовательной

организации;


деятельность,

деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и
30

фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов;


доступ к учебной и художественной литературе;



проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга и

общения обучающихся, организацию сценической работы, театрализованных представлений
(обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением);


организацию

качественного

горячего

обучающихся и педагогических работников.

31

питания,

медицинского

обслуживания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».