Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Слободо-Туринская Средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано:
Рассмотрено:
Педагогический совет,
протокол №1
от 29.08.2024 г.
заместитель директора по
УВР, Кайгородцева С.Н.
от 30.08.2024г.
Утверждено:
директор МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1»
Струина Л.Н.,
приказ от
30.08.2024г. № 124-д
Лариса
Никола
евна
Струин
а
Подписан ци фровой
подписью: Лариса
Николаевна Струина
DN: O="МКОУ ""
Слободо-Туринская
СОШ № 1""", CN=Лариса
Николаевна Струина, E=
school-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2024.09.15
17:19:08+05'00'
Foxit PDF Reader
Версия: 2024.2.2
Учебный план
основного общего образования обучающихся
5-9 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Туринская Слобода, 2024 г.
Пояснительная записка
Учебный план общего образования обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год согласно ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план разработан в соответствии нормативно-правовыми документами:
приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (пункт 2.9.3
основного текста и приложения, пункт 2.9.10 приложения) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказ Минпросвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
письмо Минпросвещения России от 21.12.2022 № ТВ-2859/03, Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской обрасти от 12.01.2023 № 02-01-81/187 «Об отмене методических
рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки
обучающихся образовательных учреждений РФ»;
письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «Методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
устав общеобразовательного учреждения
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее
- Стандарт).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в образовательной организации
и учебное время, отводимое на их изучение. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся
(п. 2.9.3 ФГОС УО). Представленный недельный учебный план образовательной организации МКОУ
«Слободо-Туринская школа № 1», реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы для обучающихся с умственной отсталостью, ориентирован на обучающихся 5-9 классов с
легкой умственной отсталостью.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Для 5-9 классов в данный раздел плана включены «Русский язык», «Чтение».
Русский язык. Записывать под диктовку тексты, включающие слова с изученными
орфограммами. Учить составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами с
помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный,
восклицательный знак), делить текст на предложения, выделять темы текста (о чём идёт речь), выбирать
один заголовок их нескольких, подходящих по смыслу, самостоятельно записывать 3-4 предложения из
составленного текста после его анализа. Чтение. Учить осознанно отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, определять основную мысль текста после его анализа, определять главных
действующих лиц произведения, пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя,
картинный план или иллюстрацию, выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Предметная область «Математика» представлена элементарной математикой и в её структуре геометрическими
«Математика»:
понятиями.
овладение
Основные
задачи
началами математики
реализации
(понятием
содержания
числа,
учебного
предмета
вычислениями,
решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Для 5-8 классов в данный раздел плана включены «Математика»; «Информатика» - 7-8 классы.
Математика. Формирование знаний числового ряда в пределах 1000 (чтение, запись и сравнение
целых чисел). Навык письменного выполнения арифметических действий с числами с использованием
таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, знание обыкновенных
арифметических дробей (их получение, запись, чтение). Решение простых арифметических задач и
составление задач в несколько действий. Распознавание, различие и название геометрических фигур,
построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля и др. инструментов. Информатика.
Дать представление о персональном компьютере, как техническом средстве, его основных устройствах
и их назначении. Формирование элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата
эргономичные приёмы работы. Прививать навык использования компьютера для решения доступных
учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.)
Для 5-9 классов в данный раздел плана включены: «Природоведение» - 5-6 классы, «Биология» 7-
9
классы,.
Природоведение. Формирование представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево
леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя.
Биология. Формирование представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,
организма человека; знания особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих
признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности,
здорового образа жизни в объеме программы; навыка выполнения совместно с учителем практических
работ, предусмотренных программой; описание особенностей состояния своего организма; знание
названий специализации врачей; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
Предметная
область
«Искусство»
представлена
учебными
предметами
«Рисование
(изобразительное искусство)» 5 классы, «Музыка» 5 классы.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков
изобразительной
деятельности,
их
применение
для
решения практических
задач.
Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как
ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие
элементарных
умений
и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных
произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная
физическая культура» 5-9 классы. Основные задачи реализации содержания: формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
В 5-9 классах - представлен предметам «Профильный труд» по направлениям трудового
обучения. Основные задачи реализации содержания: овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, привитие положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Предметная область «Человек и общество» представлена учебными предметами: «География» 6-8 классы, «Основы социальной жизни» - 5-8 классы, «Мир истории» - 6 класс, «История Отечества» 7-8 классы.
География. Формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных
знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи
масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение
существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов,
фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Мир истории. Формирование понимания доступных исторических фактов; использование
некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении
учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной
деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку
учебных действий.
Основы социальной жизни. Формирование представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под
руководством
учителя;
представления
о
санитарно-гигиенических
требованиях
к
процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание
отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в
повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических
задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров
под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в
общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий
организаций социальной направленности и их назначения.
История
Отечества.
Формирование
знаний
о
некоторых
датах
важнейших
событий
отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,
процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимания значения основных терминовпонятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени"; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; нахождение и показ на исторической
карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий
с помощью учителя. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
введение курса: «Изобразительное искусство» 5-6 класс «Музыка», для 5-7 классов, «Этика» – 8-9
классы.
Коррекционно-развивающая область» (коррекционные занятия и ритмика)
Содержание коррекционно-развивающей области для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представлено следующими обязательными коррекционными
курсами:
«Логопедические» - развитие психомоторики и сенсорных процессов,
«Ритмика» и ЛФК. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Основные задачи реализации содержания: Логопедические занятия. Формирование и развитие
различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков
письменной речи (чтения и письма). Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Цель занятий
заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на
преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных
Формирование
отношений
учебной
интеллектуальных
обучающихся;
мотивации,
процессов,
развитие
формирование
стимуляция
навыков
адекватного
сенсорно-перцептивных,
психических
познавательных
поведения.
мнемических
процессов,
и
моторики,
эмоциональной и волевой сфер. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Ритмика. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой,
познавательной
сфер,
которая
достигается
средствами
музыкально-
ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Развитие умения слушать музыку,
выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением
или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Лечебная
физкультура.
Коррегирование
недостатков
зрительно-двигательной
координации, физическое развитие ребенка, укрепление и охрана здоровья, развитие двигательных
умений обучающихся, повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании
двигательных умений. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и
развитию психомоторики и сенсорных процессов, ритмики в расписании отводится период времени как
в первую, так и во вторую половину дня. Его продолжительность составляет 15-20 минут учебного
времени на одного ученика («Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут» ФАОП приказ 1026 от 24.11.2022 п. 112).
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных или других нарушений. («Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации АООП и СИПР определяет образовательная организация» ФАОП приказ 1026 от 24.11.2022
п. 113).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. («Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется
общеобразовательной
организацией
в
рамках
общего
количества
часов,
предусмотренных учебным планом» (6 часов) ФАОП приказ 1026 от 24.11.2022 п. 113). Внеурочная
деятельность для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9
классов в МКОУ «Слободо_туринская СОШ № 1» реализуется через организацию работы с детьми
учителем и классным руководителем по направлениям: духовно- нравственное направление
(«Разговоры о важном» 5-9 класс);
Курс «Россия – мои горизонты» 6-9 класс, направлено на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся.
На внеурочную деятельность в каждом классе отводится 4 часа в неделю («Внеурочная
деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей» СП 2.4.3648-20).
С нового учебного года каждый понедельник начинается с информационно – просветительского
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам. Занятия стоят в расписаниях всех классов, на месте первого урока. Ведут их
классные руководители. Темы занятий приурочены к конкретным датам, либо строятся вокруг
патриотической тематики в целом. С 1 сентября 2023 года реализуются еженедельные занятия (по
четвергам) профориентационного минимума базового уровня для обучающихся 6-9 классов, которые
подготовлены в целях формирования единых организационных требований и условий для реализации
профориентационного минимума (профминимума). Профминимум реализуется во внеурочной
деятельности: курс занятий «Россия - мои горизонты». Занятия «Россия - мои горизонты» вносятся в
расписание уроков. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со
сверстниками и педагогами; выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся.
Недельный учебный план
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V - IX классов. 2024-2025уч.год
Учебные предметы
Количество часов
Предметные
области
Класс
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
4
4
1. Язык и
речевая
практика
Чтение (Литературное 4
4
4
4
4
чтение)
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
Информатика
1
1
1
3.
Природоведение
2
2
Естествознание
Биология
2
2
2
География
2
2
2
2
4. Человек и
общество
Основы социальной
2
2
2
2
2
жизни
Мир истории
2
История Отечества
2
2
2
5. Искусство
Музыка
1
2
Рисование
(изобразительное
искусство)
6. Физическая
Адаптивная
2
2
2
2
2
культура
физическая культура
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
Швейное дело
2
2
Столярное дело
2
3
Сельскохозяйственный
2
2
Всего
20
20
17
3
4
6
8
10
2
6
1
2
10
33
труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Изобразительное искусство
Музыка
Этика
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Индивидуальные коррекционные занятия:
- логопедические
- ЛФК
- развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Ритмика
Итого:
Внеурочная деятельность:
Всего:
27
2
1
1
28
2
1
1
29
1
29
1
29
1
142
7
1
29
30
30
1
30
1
30
149
6
6
6
6
6
30
3
3
3
3
3
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
1
6
4
39
1
6
4
40
1
6
4
40
1
6
4
40
1
6
4
40
5
30
20
199