Струина
Лариса
Николаевна
Подписан: Струина Лариса Николаевна
DN: OU=директор, O="МКОУ ""
Слободо-Туринская СОШ №1""",
CN=Струина Лариса Николаевна,
E=school1-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.11.25 16:46:49+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Приложение 4 к ОП ДО
МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1»1
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский МОУО
МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1»
ПРИНЯТА
Советом МКОУ «СлободоТуринская СОШ № 1»
Протокол №1
от "27" августа 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МКОУ
"Слободо-Туринская СОШ № 1"
№ 97-д от « 27 » августа 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(дошкольное образование)
Туринская Слобода, 2021
1
Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования
Оглавление
I
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
II.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.1.6.
2.2.
2.3.
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель и задачи Программы воспитания
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания.
Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Патриотическое направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Этико-эстетическое направление воспитания
Особенности реализации воспитательного процесса
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Организация предметно-пространственной среды
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Примерный календарный план воспитательной работы Основные понятия,
используемые в Программе воспитания
2
3
5
5
6
7
8
9
9
10
11
11
12
13
14
14
18
20
21
22
23
24
24
27
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания для МКОУ «Слободо -Туринская средняя
общеобразовательная школа № 1» филиал Фалинская начальная общеобразовательная
школа (далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса
разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность
по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования
(далее – НОО).
МКОУ «Слободо -Туринская средняя общеобразовательная школа №1» филиал
Фалинская начальная общеобразовательная школа руководствуется определением
понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационнопедагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного
учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных
настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы
воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в
каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат
конституционные и национальные ценности Российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые соответствуют портрету выпускника ДОУ и базовым
духовно-нравственным ценностям.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в Программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных
отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений.
Основные направления воспитательной работы ДОУ:
Патриотическое направление воспитания: в основе лежат ценности Родины и
природы.
3
Социальное направление воспитания: в основе лежат ценности сотрудничества
человека и семьи; дружбы.
Познавательное направление воспитания: в основе лежит ценность знания.
Физическое и оздоровительное направления воспитания: в основе лежит
ценность здоровья.
Трудовое направление воспитания: в основе лежит ценность труда.
Этико-эстетическое направление воспитания: в основе лежат ценности
культуры и красоты.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные
задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных
областей
–
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с
другими организациями.
4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей Российского
общества через следующие задачи:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год – 3 года,
3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и
реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют
основным направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической
основой
Программы
являются
антропологический,
культурноисторический и деятельностный подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка в
деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сензитивного периода воспитания; теории об амплификации
(обогащении) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов
деятельности».
При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО).
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе
как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне,
достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения.
5
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса,
при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.3. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания.
Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых
ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и
дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии
развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
6
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье,
близким, окружающему миру
Социальное
Человек, семья, Способный понять и принять, что такое" хорошо" и
дружба,
" плохо".
сотрудничество Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный
общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Познавательное Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и деятельности.
Физическое
и Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию:
оздоровительное
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Трудовое
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
в
окружающей обстановке. Стремящийся помогать
взрослому в доступных действиях. Стремящийся к
самостоятельности в самообслуживании, в быту, в
игре, в продуктивных видах деятельности.
ЭтикоКультура
и Эмоционально
отзывчивый
к
красоте.
эстетическое
красота
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.
7
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направление
воспитания
Патриотическое
Ценности
Показатели
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Социальное
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий
задатки
чувства
долга:
ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между
людьми.
Освоивший
основы
речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Познавательное Знание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Физическое
и Здоровье
Владеющий основными навыками личной и
оздоровительное
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме (в
том числе в цифровой среде), природе.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
ЭтикоКультура
и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
эстетическое
красота
в
быту,
природе,
поступках,
искусстве,
стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности, обладающий
зачатками художественноэстетического вкуса.
8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач
которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения
ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе
определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви,
интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При
9
реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту
подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
создавать доброжелательный психологический климат в группе.
10
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги,
интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой
двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев,
творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и
здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического
и эстетического развития ребенка;
закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных
игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
11
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОУ должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа
по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном
контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
12
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в
общественных местах;
воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОУ;
организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и
др.;
формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
13
реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО
отображаются:
− региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ОО;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т. д.;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять
участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные
и т. д.;
− ключевые элементы уклада ОО в соответствии со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности, накопленным опытом, достижениями,
следованием традиции, укладом ее жизни;
− наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий
воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
− существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку
проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям,
отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
− особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными
партнерами ОО;
− особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с инвалидностью.
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляют основу уклада ОО, в котором строится
воспитательная работа.
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через
проведение совместных спортивных мероприятий, праздников, тренингов и «Дней
открытых дверей». На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению
семейного воспитания.
Вниманию родителей на общих собраниях представляются выступления детей,
тематические выставки литературы и методических пособий, анкетирование, фото-,
видеопросмотры из жизни детей в дошкольном учреждении по темам:
- День защиты детей;
- Вот как мы живем…
-Игра как фактор развития личности ребенка и др.;
Структурно - функциональная модель взаимодействия детского сада и семьи
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностноориентированного общения с родителями на основе общего дела.
14
Методы:
- опрос,
- анкетирование,
- интервьюирование,
- наблюдение.
Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со
здоровьем детей и их развитием.
Формы взаимодействия:
- практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый – ребенок, ребенок –
ребенок),
- игровые тренинги,
-мастер-классы.
Методы:
- проигрывание моделированных ситуаций,
- взаимодействие, - сотрудничество.
Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности
мероприятий, которой проводится педагогами дошкольного учреждения.
Формы взаимодействия:
- родительские собрания
- родительская конференция
Методы:
- повторная диагностика, опрос, наблюдения,
- книги отзывов, - оценочные листы,
- самоанализ педагогов, учет активности родителей и т.п.
Методы рефлексии воспитательных приемов: Использование структурнофункциональной модели взаимодействия ОО и семьи по вопросам развития ребенка
позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы социального
партнерства ОО.
Формы взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с
родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых
педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и
потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на
аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностноориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение
эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного
общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести
анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы
Анкетирование Один из распространенных методов диагностики, который используется
работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка
Опрос
Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном
(беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социальнопсихологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Источником информации в данном случае служит словесное или
письменное суждение человека
Интервью
и Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью
15
беседа
исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных
сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны,
позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то,
что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту
группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов
существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса
никогда не может гарантировать полной достоверности информации)
Познавательные формы
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру
родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы
взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для
формирования их практических
Практикум
Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию
детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций,
своеобразная тренировка педагогического мышления родителейвоспитателей.
Лекция
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая
сущность той или иной проблемы воспитания
Дискуссия
Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных
для родителей форм повышения уровня педагогической культуры,
позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем,
способствующая формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий
активное педагогическое мышление
Круглый стол
Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются
мнениями друг с другом при полном равноправии каждого
Симпозиум
Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по
очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы
Дебаты
Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих сторон
Педагогический Главной целью совета является привлечение родителей к активному
совет
с осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его
участием
индивидуальных потребностей
родителей
Общее
Главной целью собрания является координация действий родительской
родительское
общественности и педагогического коллектива по вопросам
собрание
образования, воспитания, оздоровления и развития детей
Вечера
Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить
вопросов
и их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания,
ответов
обсудить некоторые проблемы развития детей
Дни добрых дел Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт
игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей
среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых,
доброжелательных
взаимоотношений
между
воспитателем
и
родителями
16
Досуговые формы
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения
между родителями и детьми.
Праздники,утренники, мероприятия Помогают создать эмоциональный комфорт в
(концерты, соревнования)
группе, сблизить участников педагогического
процесса
Выставки работ родителей и детей, Демонстрируют
результаты
совместной
семейные вернисажи
деятельности родителей и детей
Совместные походы и экскурсии
Укрепляют детско-родительские отношения
Письменные формы
Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о
здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его
любимых занятиях и другую информацию
Неформальные
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой,
записки
чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о
только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную
помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные
высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад
записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные
Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы
блокноты
делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду;
семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как
дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Письменные
Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет
отчеты
о личных контактов.
развитии
ребенка
Еженедельные
записки
Наглядно-информационные формы
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с
условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы
и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя
Информационно- Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением,
ознакомительные особенностями его работы, с педагогами, занимающимися
воспитанием детей, через сайт в Интернете, выставки детских работ,
фотовыставки, видеофильмы «Из жизни одной группы детского
сада»;
Информационно
Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях
просветиразвития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика
тельские
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не
прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических
выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов
организации различных видов деятельности, режимных моментов;
фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки
17
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования
на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.):
Кадровый потенциал реализации Программы
Условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение
всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники,
реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для
создания условий развития детей:
Обеспечение эмоционального благополучия;
Поддержка индивидуальности и инициативы;
Построение вариативного развивающего образования;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка
В целях эффективной реализации Программы созданы условия:
Для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в
том числе их дополнительного профессионального образования;
Для консультативной поддержки педагогических работников и
родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья
детей;
Для организационно-методического сопровождения процесса реализации
Программы.
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы ДОУ, реализующая
Программу обеспечена материально-техническими условиями, позволяющие реализовать
ее цели и задачи, в том числе: осуществлять все виды детской деятельности, как
индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных
потребностей;
организовывая
участие
родителей
воспитанников
(законных
представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной
образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также
образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную
18
деятельность; использовать в образовательном процессе современные образовательные
технологии; обновлять содержание основной образовательной программы, методики и
технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом
особенностей социокультурной среды развития воспитанников; эффективного
использования профессионального и творческого потенциала педагогических,
руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и
правовой компетентности; эффективного управления организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных
технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе
материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Программы;
2) выполнения Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, в том числе к:
- условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- организации режима дня;
- организации физического воспитания;
- личной гигиене персонала;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
Организация имеет необходимые для всех видов образовательной деятельности
воспитанников педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- учебно-методический комплект Программы;
- помещения для занятий;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства обучения и
воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями обучающихся,
- мебель, техническое оборудование и хозяйственный инвентарь.
Уклад определяет общественный договор, основные правила жизни и отношений в
ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между
педагогами и родителями, детей друг с другом. На сегодняшний день уклад включает в
себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников
образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
19
Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.
№
п/п
1
Шаг
Оформление
Определить
ценностно-смысловое Устав ДОО, локальные акты, правила
наполнение жизнедеятельности ДОО.
поведения для детей и взрослых,
внутренняя символика.
2
Отразить сформулированное ценностно- ООП ДО и Программа воспитания.
смысловое наполнение во всех форматах
жизнедеятельности ДОО: - специфику
организации видов деятельности; обустройство развивающей предметнопространственной среды; - организацию
режима дня; - разработку традиций и
ритуалов ДОО; праздники и мероприятия.
3
Обеспечить принятие всеми участниками Требования к кадровому составу и
образовательных отношений уклада ДОО. профессиональной
подготовке
сотрудников.
Взаимодействие ДОО с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с
социальным окружением. Договоры и
локальные нормативные акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.
Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика
уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
– «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее
ценностями и смыслами;
– «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности
воспитания;
– «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит,
живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы,
заложенные взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации
цели воспитания.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка
и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
20
воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду»
– показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) отражает
федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включает:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.
РППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
21
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном
контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного
процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование
личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и
педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что
в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по
уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный
характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных
педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между
воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному
процессу
присущи
значительная
вариативность
и
неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно
отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов:
большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом,
отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей,
их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его
ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение
необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от
воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на
обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем
больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал
основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям,
деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе,
людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной
культуры, активной жизненной позиции. Воспитательная деятельность педагога включает
в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач,
22
решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Наименование
Функционал, связанный с организацией и реализацией
должности
воспитательного процесса
Заведующий
- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; - создает
детским садом
условия, позволяющие педагогическому составу реализовать
воспитательную деятельность; - проводит анализ итогов
воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год; - планирует
воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая
календарный план воспитательной работы на учебный год; регулирование воспитательной деятельности в ДОУ; - контроль за
исполнением управленческих решений по воспитательной
деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг
качества организации воспитательной деятельности в ДОУ).
Воспитатель
- обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа,
физической культурой;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций
ДОУ;
- организация работы по формированию общей культуры будущего
школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
- внедрение в практику воспитательной деятельности научных
достижений, новых технологий образовательного процесса;
- организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых
районными, городскими и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности.
Младший
- совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся
воспитатель
творчеством, трудовой деятельностью;
- участвует в организации работы по формированию общей
культуры будущего школьника.
3.5.
Нормативно-методическое
обеспечение
реализации
Программы
воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в ДОУ включает: Федеральный закон от 31 июля 2020
г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от
17.10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
-Основная образовательная программа дошкольного образования МКОУ «Слободо
-Туринская средняя общеобразовательная школа №1» филиал Фалинская начальная
общеобразовательная школа;
- План работы на учебный год;
- Календарный учебный график на учебный год.
23
3.6
Материально-техническое
обеспечение
реализации
Программы
воспитания
Материально-техническое обеспечение и оснащенность ДОУ предназначены для
обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество
дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики
государства.
Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году,
регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает
социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены
вопросы морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень
требований к оснащению ДОУ вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и
содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается
постоянной и содержит:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- требования пожарной безопасности;
- перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и
особенностей развития детей;
- рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
- требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного
учреждения.
Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они
направлены на:
- обеспечение безопасных условий для воспитанников;
- стимулирование творческого развития;
- обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью
выявления таланта ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с
соблюдением прав ребенка и персонала. Виды деятельности (игра, общение,
познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной
программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает
всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОУ – это важное звено в
цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей
оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка. Если оснащение детского сада
соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет максимально продуктивным
и эффективным.
3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
24
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: в ДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной
организации являются:
25
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
26
Календарный план воспитательной работы
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Возрастная группа
(первая младшая,старшая и подготовительная группа)
Развлечение "Первый праздник сентября" (01.09)
Сентябрь
День здоровья
Октябрь
Осенний праздник "Встречаем осень" (28.10)
Праздник "День Народного Единства" (03.11)
Ноябрь
День матери "Мама - нет дороже слова" (25.11)
Украшение участка фигурами "Встреча зимы"
Декабрь
Новогоднее представление (30.12)
Январь
Прощание с ёлочкой (12.01)
Февраль
Развлечение 23 февраля (21.02)
Март
Развлечение "Подарочки для мамочки" (07.03)
Апрель
Развлечение "Путешествие в космос" (11.04)
Май
Прощальный концерт подготовительной группы с
детским садом (31.05)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ
Возрастная группа
Сроки проведения
(старшая и подготовительная группа)
Сентябрь
"Мой весёлый звонкий мяч"
Октябрь
Развлечение "Загадки с овощной грядки"
Ноябрь
"День бегуна, скакуна, прыгуна"
"Зимние забавы"
Декабрь
"Встреча со снеговиком"
Январь
Спортивный праздник «Зимняя олимпиада»
Февраль
Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Март
"Масленица"
Апрель
"Добрым смехом смеются дети!"
Май
Эстафета "Дружная семья"
Сроки проведения
27
Основные понятия, используемые в Программе воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде; Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного
процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации
соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или
иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные
события являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в
себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной
социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств.
Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет
говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность –
это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их
единства
и
совместности
(детско-взрослая,
детская,
профессиональная,
профессиональнородительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и
достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные
модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни
и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как
способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их
последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную
среду, деятельность и социокультурный контекст.
28