Приложение № 24 ООП ООО 5-7 Финансовая грамотность(1)

Лариса
Никола
евна
Струина

Подписан цифровой
подписью: Лариса
Николаевна Струина
DN: O="МКОУ ""СлободоТуринская СОШ № 1""", CN=
Лариса Николаевна Струина,
E=school-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого докум ента
Располож ение:
Дата: 2024.09.16
13:10:21
+05'00'
Foxit PDF Reader Версия:
2024.2.2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 24
к ООП ООО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо -Туринская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

ШМО учителей математики,
информатики

заместитель директора по УВР

Протокол №1 от 29.08.2023г.

Кайгородцева С.Н.
от 01.09.2023г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор
Струина Л.Н.
Приказ № 133 -Д
от 01.09.2023г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективный курс «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-7 классов

Составители:
Жилякова Любовь Николаевна
Жданов Виктор Геннадьевич
Мезенин Евгений Сергеевич
учителя математики и информатики

с. Туринская Слобода 2023

I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 85 часов: 34 часа в 5
классе, 17 часов в 6 классе, 34 часа —в 7 классе.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Характеристика предмета: Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в
современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия
как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать,
что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.
Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы
получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных
вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми
знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой
информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и
благополучия.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через
развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Место курса в образовательной системе: включён в вариативную часть основной
общеобразовательной программы как курс урочной деятельности по научно-познавательному
направлению.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5–6 КЛАССЫ
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Обучающийся научится:
 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их
достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем,
членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой
грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты
поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от
уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
Темы занятий:
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и
безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по
вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего
потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные
расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи,
благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Обучающийся научится:
 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчётов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи,
указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного
бюджета.
Темы занятий:
1. Деньги: что это такое.
2. Учебные мини-проекты «Деньги».
3. Из чего складываются доходы семьи.
4. Учимся считать семейные доходы.
5. Исследуем доходы семьи.
6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
7. Как появляются расходы семьи.
8. Учимся считать семейные расходы.
9. Исследуем расходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
11. Как сформировать семейный бюджет.
12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
14. Обобщение результатов изучения модуля 1.
15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО
ЗАЩИТИТЬСЯ.
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к
снижению личного благосостояния;
 понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых
жизненных ситуациях.
Обучающийся научится:
 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью
калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния
семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных
ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Темы занятий:
1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
3. Что и как можно страховать.
4. Ролевая игра «Страхование».
5. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
6. Как определить надёжность страховых компаний.
7. Как работает страховая компания.

8. Учебные мини-проекты «Страхование».
9. Обобщение результатов изучения модуля 2.
10. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься».
7 КЛАСС
МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
 понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
 осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества
и государства;
 оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных
ситуациях.
Обучающийся научится:
 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль,
косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную
величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Темы занятий:
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС.
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнесинкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные
характеристики
и
установки:

 понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и
смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
 осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель
этих услуг;
 осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
 понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
 понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может
отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Обучающийся научится:
 в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- находить и анализировать информацию о курсе валют;
- проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
- объяснять причины существования различных валют;
- называть основные мировые валюты и страны их использования;
- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Темы занятий:
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная
работа по курсу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых
примерах;

 проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
 умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и
достигать обоюдного взаимопонимания;
 понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
 умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
 выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях
расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах,
о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
 установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
 построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
 умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога
и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
 владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений
в семье и обществе).
Регулятивные
 анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
 самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
 проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
 контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
 применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные

 умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
 работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
 умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
 умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
 владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
 использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией,
её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
 применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
 умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
 расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Тематическое планирование

5 класс, 34 часа
№
п/п

1

2,3

4

5

6

7,8

Тема урока

Колво
часов

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность

1

Деньги: что это
такое

2

Основное
содержание

Основные
виды
деятельно
сти
Введение в курс «Финансовая грамотность» (6 ч)

Электроннообразователь
ные ресурсы

Знакомство
с Мастерская
понятием
портфолио
«финансовая
грамотность». Почему
так важно изучать
финансовую
грамотность? Чему вы
можете научиться на
уроках
финансовой
грамотности?
От чего зависит
Определение понятия Постановка
2
благосостояние
благосостояние
учебной
семьи
семьи, выяснить, от задачи
чего оно зависит;
определить, как его
можно повысить.
Учимся
Грамотное
Постановка
1
оценивать
финансовое
учебной
финансовое
поведение людей. Что задачи
поведение людей
такое
финансовая
«подушка
безопасности»
и
почему её надо иметь
каждой семье?»
Учимся
1
Оценка собственного Постановка http://
оценивать своё
учебной
вашифинансы
финансового
финансовое
.рф
поведения.
Умение задачи
поведение
выбирать финансово
грамотные действия.
Обобщающий
1
Повторение
и Контроль
урок
обобщение
знаний
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (28 ч)
Выявление проблемы Практикум
бартерного
обмена,
описание
свойства
предмета, играющего
роль
денег,
перечисле-ние видов
денег. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов

http://
вашифинансы
.рф

денег,
составление
задач с денежными
расчетами.
Проектная
Защита
деятельность
проектов

Учебные минипроекты
«Деньги»
Из чего
складываются
доходы семьи
Учимся считать
семейные доходы

2

14,15

Исследуем
доходы семьи

2

16,17

Учебные минипроекты «Доходы
семьи»
Как появляются
расходы семьи

2

Учимся считать
семейные
расходы
Исследуем
расходы семьи

2

Учебные минипроекты
«Расходы
семьи»
Как
сформировать
семейный
бюджет

2

Проектная
деятельность

2

Что такое семейный
Практикум
бюджет и для чего он
нужен? Какие правила
помогают
спланировать
семейный бюджет?
К
чему
может
привести
ситуация,
когда семья всё время
берёт деньги в долг у
банков или знакомых?
Почему в семейный
бюджет
нужно
закладывать
непредвиденные
расходы?

9,10

11,12

13

18

19,20

21,22

23,24

25,26

2

Доходы
семьи. Практикум
Источники доходов.

1

Решение
практико- Практикум
ориентированных
задач
Исследовательская
Минидеятельность
исследован
ие
Проектная
Защита
деятельность
проектов

1

2

Почему
нельзя
прожить
без
расходов?
Какие
расходы
являются
обязательными?
Какие
расходы
являются излишними,
чем они опасны?
Решение
практикоориентированных
задач
Исследовательская
деятельность

Практикум

http://
вашифинансы
.рф

http://
вашифинансы
.рф

Практикум
Миниисследован
ие
Защита
проектов

http://
вашифинансы
.рф

27

28,29

30,31,3
2

33,34

Ролевая игра
«Семейный совет
по составлению
бюджета»
Учебные минипроекты
«Семейный
бюджет
Презентация
портфолио
«Доходы и
расходы семьи»
Обобщение
результатов
изучения модуля
1
Итого:

1

Игровая деятельность

Занятиеигра

2

Проектная
деятельность

Защита
проектов

3

Проектная
деятельность

Выставка
портфолио

2

Повторение
обобщение

http://
вашифинансы
.рф

и Контроль
знаний

34

6 класс, 17 часов
№
п/п

1

Тема урока

Основные Электроннообразователь
виды
деятельно ные ресурсы
сти
Обобщение и повторение курса «финансовая грамотность. 5 класс» (3 ч)
Финансовая
грамотность

Колво
часов

1

Основное
содержание

Повторение понятий Урок«финансовая
повторение
грамотность». Почему
так важно изучать
финансовую
грамотность? Чему вы
научились на уроках
финансовой
грамотности?
Решение задач
Практикум

Решение
2
http://
практиковашифинансы
ориентированных
.рф
задач по теме:
«Бюджет семьи»
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(14 ч)
4
Почему
1
Чем опасны для семьи Практикум www.mchs.go
возникают риски
непредвиденные
v.ru
потери денег и
ситуации. Можно ли
имущества и как
избежать ситуаций, в
от этого
которых
семья
рискует
потерять
защититься
2,3

5

Что такое
страхование и
для чего оно
необходимо

1

6

Что и как можно
страховать

1

7

Ролевая игра
«Страхование»
Исследуем, что
застраховано
в семье и сколько
это стоит
Как определить
надёжность

1

8,9

10

2

1

деньги и имущество.
Какую
помощь
пострадавшим
оказывает
государство
Что такое страхование Практикум
Откуда страховщики
берут деньги, чтобы
возместить ущерб.
Что такое страховой
фонд? Как создаётся
страховой фонд? В
каких случаях на
помощь
человеку
приходит
страхование?
Для
чего
необходимо
страховать
жильё,
имущество, здоровье?
Кому
выгодно
страхование?
Что такое страхование Практикум
ответственности?
Какие
финансовые
организации
занимаются
страхованием?
Какие бывают виды
страхования. Почему
существует
обязательное
страхование.
Чем
отличается
добровольное
страхование
от
обязательного.
Для
чего
необходимо
страховать
жильё,
имущество, здоровье.
Что такое ОМС и
ДМС и чем они
отличаются.
Чем
ОСАГО
отличается от каско.
Игровая деятельность Занятиеигра
Исследовательская
Минидеятельность
исследован
ие
Исследовательская
деятельность

Практикум

http://
rgsmuseum.ru/
)

https://
raexpert.ru

11

12

13,14,1
5

16,17

страховых
компаний
Как работает
страховая
компания

Учебные минипроекты
«Страхование»
Презентация
портфолио
«Риски потери
денег и
имущества и как
человек может от
этого
защититься»
Обобщение
результатов
изучения модуля
2
Итого

www.cbr.ru
Как
устроена
страховая компания и
какие функции она
выполняет.
Как
собираются
страховые
взносы.
Что
делают
страхователь
и
страховщик,
когда
наступает страховой
случай. По каким
вопросам
можно
получить
консультацию
у
специалистов
страховой компании.
Трудно ли работать
страховым агентом.
Проектная
деятельность

Учебная
экскурсия

3

Проектная
деятельность

Выставка
портфолио

2

Повторение
обобщение

1

1

Защита
проектов

и Контроль
знаний

17

7 класс, 34 часа
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Основные Электроннообразователь
виды
деятельно ные ресурсы
сти
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч)

1

Могут ли люди
быть финансово
независимыми от

1

Основное
содержание

Когда
появились Постановка
первые налоги.
учебной
Какие
санкции задачи

государства

2

Что такое налоги
и почему их надо
платить

1

3

Какие бывают
налоги

1

4

Учимся считать
налоги
Ролевая игра
«Считаем налоги
семьи»
Сравниваем
налоги граждан
разных стран
Исследуем, какие
налоги платит
семья и что
получает от
государства
Как работает
налоговая служба

1

Учебные минипроекты
«Налоги»
Что такое
социальные
пособия и какие
они бывают

1

Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ
Ролевая игра
«Оформляем
социальное
пособие»
Исследуем, какие
социальные

1

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

применяет
государство
к
человеку,
уклоняющемуся
от
уплаты налогов.
Что такое налоги.
Практикум
Какой федеральный
закон устанавливает
систему налогов.
Кто должен платить
налоги. Почему надо
обязательно платить
налоги.
Налогоплательщики.
Практикум
Виды
налогов.
Акцизы.
Налоговая
ставка. Практикум
Решение задач.
Игровая деятельность Занятиеигра

1

Исследовательская
деятельность

Практикум

1

Исследовательская
деятельность

Миниисследован
ие

1

Беседа
представителями
налоговой службы
Проектная
деятельность

1

с Учебная
экскурсия
Защита
проектов

Пособия.
Виды Практикум
пособий.
Пенсия.
Материнский капитал.
Значимость и цель
пособий.
Исследовательская
Практикум
деятельность

1

Игровая деятельность

Занятиеигра

1

Исследовательская
деятельность

Миниисследован

http://fss.ru
https://
rosstat.gov.ru

https://
rosstat.gov.ru

14

15

16

пособия
ие
получают люди
Учебные миниПроектная
Защита
1
проекты
деятельность
проектов
«Социальные
пособия»
Презентация
Проектная
Выставка
1
портфолио
деятельность
портфолио
«Человек и
государство: как
они
взаимодействуют
»
Обобщение
Повторение
и Контроль
1
результатов
обобщение
знаний
изучения модуля
3
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 ч)

17

Для чего нужны
банки

1

18

Почему хранить
сбережения
в банке выгоднее,
чем дома

1

19

Какие бывают
вклады

1

20

Что такое
кредиты и надо
ли их брать

1

21

Изучаем сайт
Центрального
банка РФ
Исследуем,
какими
банковскими
услугами
пользуется семья
Как избежать
финансовых
потерь и
увеличить доход
Как работает
банк
Учебные мини-

1

22

23

24
25

Что такое банк. Чем
занимаются банки.
Какие
финансовые
услуги предоставляет
банк.
Процентная
ставка.
Понятия:
вклад,
вкладчик, инвестор,
инвестиция, кредит,
заемщик, депозит.
Виды
вкладов.
Депозиты.
Сбережения.
Кредит.
Условия
кредитов.
Процентные ставки.
Схемы
погашения.
Штрафные санкции.
Исследовательская
деятельность

Практикум

1

Исследовательская
деятельность

Миниисследован
ие

1

Решение
задач.

1

Финансовые услуги Учебная
различных банков
экскурсия
Проектная
Защита

1

тестов

www.asv.org.r
u

Практикум

Практикум
Практикум

Практикум

и Практикум

www.youtube.
com/user/
BankofRussia

26

проекты
«Банковские
услуги для
семьи»
Что мы знаем о
бизнесе

деятельность

проектов

Предпринимательская
деятельность. Риски
создания бизнеса.
Юридическое лицо.
Фонд
поддержки
малого
предпринимательства.
Бизнес
инкубатор.
Стартовый капитал.
Бизнес-план.
Структура и задачи
бизнес инкубатора.

Практикум

1

Игровая деятельность

Занятиеигра

1

Валюта. Курсы валют. Практикум

1

Исследовательская
деятельность

Практикум

1

Проектная
деятельность

Выставка
портфолио

1

Повторение
обобщение

1

27

Как открыть
фирму

1

28

Для чего нужны
бизнес
инкубаторы
Ролевая игра
«Открываем
фирму»
Что такое валюта
и для чего она
нужна
Учимся находить
информацию
о курсах валют и
их изменениях
Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых
организаций и
собственный
бизнес»
Обобщение
результатов
изучения модуля
4

1

29

30

31

32

33

Практикум

Учебная
экскурсия

и Контроль
знаний

Заключение
34

Обобщение
результатов
изучения курса
«Финансовая
грамотность»
Итого

1

34

Повторение
обобщение

и Итоговый
контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».