Приложение № 26 ООП ООО 9 Подготовка к ГИА по математике(1)

Лариса
Николаевн
а Струина

Подписан цифровой подписью:
Лариса Николаевна Струина
DN: O="МКОУ ""СлободоТуринская СОШ № 1""", CN=
Лариса Николаевна Струина, E=
school-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого докум ента
Расположение:
Дата: 2024.09.16 13:28:09+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 26
к ООП ООО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо-Туринская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО:
ШМО
учителей
информатики

СОГЛАСОВАНО:
математики, заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 29.08.2024г.

Кайгородцева С.Н.
от 30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор
Струина Л.Н.
Приказ № 124 -Д
от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективный курс «Подготовка к ГИА по математике»
для 9 классов

Составители:
Жилякова Любовь Николаевна
учитель математики

с. Туринская Слобода, 2024

Пояснительная записка
1

Данная программа элективного курса «Подготовка к ГИА по математике»
для учащихся 9 классов, разработана для работы с детьми в рамках очной формы
обучения и очной формы обучения с применением дистанционных
образовательных технологий. Программа предусматривает изучение тем
образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса
«Подготовка к ГИА по математике» и предполагает последовательность изучения
разделов и тем учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических
работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной
компетентности учащихся при подготовке к государственной (итоговой)
аттестации по математике.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Подготовка
к ГИА по математике» для 9 класса составлена в соответствии со спецификацией
контрольно-измерительных материалов для проведения в 2025 году основного
государственного экзамена по математике (подготовлена Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт
педагогических измерений»). В программе предусмотрена возможность для
реализации основных идей примерных программ по математике, использование
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Данная
программа включает формирование у обучающихся обще-учебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и
обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое
планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Особенности программы:
− строится на комбинации основных академических и дополнительных
курсов базового и профильного уровней;
−
делается акцент на прикладную составляющую обучения;
−
содержание материала соответствует углубленному уровню обучения;
− умения рассматриваются как конечная цель обучения, а знания - как
средство их достижения;
− методический аспект концепции данной программы состоит в том, что
теория и эксперимент в содержании предмета являются одновременно и объектом,
и методом познания;
− учебный процесс строится на основе широкого применения
электронных образовательных ресурсов.
Занятия с обучающимися проводятся в виде:
−
теоретических занятий;
− практических занятий (решение задач, обсуждение новых материалов
происходит в записи на доске, как преподавателем, так и обучающимися с
активным
обсуждением
исследуемой
проблемы);
2

−
практическое выполнение самостоятельных заданий и составление
отчёта по лабораторным работам.
По пройденным разделам курса обязательно проводится зачетная
контрольная (практическая) работа в виде письменной, либо устной форме.
В результате освоения программы участники получат знания, умения и
навыки, позволяющие:
− решать задачи базового и повышенного уровня сложности по
математике;
− использовать информацию математического содержания при решении
учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
− различать и уметь использовать в учебно-исследовательской
деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного
познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в
научном познании;
Программа консультаций «Математика. Подготовка к ОГЭ» ориентирована на
приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет
ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике
за курс основной школы. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на
то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми
идеями и методами, расширить представление об изучаемом материале.
Консультации предлагают учащимся знакомство с математикой как с
общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика
является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Консультации направлены на подготовку учащихся к сдаче экзамена по
математике в форме ОГЭ. Основной особенностью консультаций является
отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы:
арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Консультации «Подготовка к ГИА по математике» рассчитаны на 9 часов для
работы с учащимися 9 классов. Консультации предусматривают повторное
рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеют большое
общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления,
намечают и используют целый ряд межпредметных связей и направлены в первую
очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики,
систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
1 Цели и задачи программы
Основные цели:
− диагностика проблемных зон;
3

− эффективное выстраивание систематического повторения;
− помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в
том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения
своих мыслей в формате работ ОГЭ.
− успешно сдать ОГЭ по математике.
Задачи:
− повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9
классах;
− развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в
планируемых проблемных заданиях;
− сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
− вести планомерную подготовку к экзамену;
− закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной
жизни и при продолжении образования.
Содержание:
− Практико-ориентированные задания;
− Вычисления и преобразования;
− Действительные числа;
− Преобразование алгебраических выражений;
− Уравнения и неравенства;
− Вероятность событий;
− Функции и графики;
− Практические расчеты по формулам;
− Неравенства;
− Последовательности и прогрессии в задачах;
− Геометрические фигуры. Углы;
− Геометрические фигуры. Длины;
− Площадь многоугольника;
− Теоретические аспект;
− Решение вариантов ОГЭ.
Планируемые результаты:
− ученик научится: выполнять задания в формате обязательного
государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и
коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность
сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
− ученик получит возможность: успешно подготовиться к экзамену,
самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием
материалов разных ресурсов.
Программа консультаций обеспечивает достижение следующих результатов
освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
4

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
− критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
− креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении алгебраических задач;
− умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
Метапредметные:
− умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
− умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на
уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
− умение адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
− умение понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
− умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,
видеть различные стратегии решения задач;
− понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Предметные:
− умение работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), обосновывать
суждения, проводить классификацию, доказывать математические
утверждения;
− владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о
числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных
функциональных зависимостей, формирование представлений о
статистических закономерностях в реальном мире и о различных
способах
их
изучения;
5

− умение выполнять алгебраические преобразования рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач
и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
− умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно
составлять формулы зависимостей между величинами на основе
обобщения частных случаев и эксперимента;
− умение решать уравнения и неравенства, а также приводимые к ним
уравнения,
неравенства,
системы;
применять
графические
представления для решения и исследования уравнений, неравенств,
систем; применять полученные умения для решения задач из
математики, смежных предметов, практики;
− овладение системой функциональных понятий, функциональным
языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их
свойства, использовать функционально-графические представления
для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
− овладение основными способами представления и анализа
статистических данных;
− умение применять изученные понятия, результаты и методы при
решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
2. Содержательная характеристика программы
Данная программа разработана на основе анализа существующих программ,
методических пособий, спецификации контрольно-измерительных материалов для
проведения в 2024 году основного государственного экзамена по математике
(подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений») и предназначена для
организации обучения обучающихся 14-15 лет по подготовке к успешной сдаче
основного государственного экзамена по математике.

2.1 Требования к уровню подготовки/ проверяемые элементы содержания и
виды деятельности в соответствии с типами заданий ОГЭ:
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

6

Уровень
сложности

Максималь
ный балл
за выпол-

задания
Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования
Задание 2. Пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные
единицы через более мелкие и наоборот.
Задание 3. Уметь выполнять вычисления и преобразования
Задание 4.Уметь выполнять вычисления и преобразования,
уметь выполнять преобразования алгебраических выражений
Задание 5. Описывать с помощью функций различные
реальные зависимости между величинами; интерпретировать
графики реальных зависимостей
Задание 6. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

Б
Б

нение
задания
1
1

Б
Б

1
1

Б

1

Б

1

Задание 7. Решать несложные практические расчетные задачи;
решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и
прикидкой при практических расчетах; интерпретировать
результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых объектов
Задание 8. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
Задание 9. Решать практические задачи, требующие
систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной
ситуацией с использованием аппарата вероятности и
статистики
Задание 10. Уметь строить и читать графики функций
Задание 11. Уметь решать элементарные задачи, связанные с
числовыми последовательностями
Задание 12. Уметь выполнять преобразования алгебраических
выражений
Задание 13. Осуществлять
практические
расчеты
по
формулам, составлять несложные формулы, выражающие
зависимости между величинами
Задание 14. Уметь решать уравнения, неравенства и их
системы
Задание 15. Описывать реальные ситуации на языке
геометрии, исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий и теорем, решать практические
задачи, связанные с нахождением геометрических величин
Задание 16. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
Задание 17. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
Задание 18. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами

Б

1

Б

1

Б

1

Б
Б

1
1

Б

1

Б

1

Б

1

Б

1

Б

1

Б

1

Б

1

7

Задание 19. Проводить доказательные рассуждения при решени иБ
задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распо
знавать ошибочные заключения
Задание 20 (С1). Уметь выполнять преобразования алгебраи- П
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций
Задание 21 (С2). Уметь выполнять преобразования алгебраи- П
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели
Задание 22 (С3). Уметь выполнять преобразования алгебраи- В
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели
Задание 23 (С4). Уметь выполнять действия с геометрически- П
ми фигурами, координатами и векторами
Задание 24 (С5). Проводить доказательные рассуждения при П
решении задач, оценивать
логическую
правильность
рассуждений, распознавать ошибочные заключения
Задание 25 (С6). Уметь выполнять действия с геометрически- В
ми фигурами, координатами и векторами

1

2

2

2

2
2

2

2.2 Формы организации деятельности обучающихся:
− Групповые;
− Индивидуально - групповые;
− Компьютерные практикумы.
2.3 Календарно-тематическое планирование:
Тема

Количество
часов

Практико-ориентированные
вариантов ОГЭ

задания.

Решение

2

Геометрические фигуры и их свойства

2

Треугольник

2

Многоугольники

1

Окружность и круг

1

Измерение геометрических величин

1

ИТОГО

9

8

2.4 Формы организации познавательной деятельности:
Очная форма
технологий:

обучения

с

применением

дистанционных

образовательных

− упор делается на самостоятельную работу обучающихся (анализ и поиск
информации, аналитическая работа с материалом лекций, разбор предлагаемых
задач, экспериментальные исследования, решение задач);
−

предполагается
ресурсов;

широкое

использование

электронных

образовательных

− общение с преподавателями возможно как в режиме on-line в чате во время
проведения занятий, так и в режиме off-line (проверка письменных работ
преподавателем, обратная связь);
− контрольные работы (вступительный, текущий и рубежный контроль)
проводятся в режиме реального времени (задания сообщаются обучающимся во
время занятий, решения и ответы обучающиеся отсылают в конце занятия
преподавателю);
Очная форма обучения:
− при очной форме занятий основной упор делается на деятельностный метод
познания и групповую работу (просмотр и обсуждение научно-популярных
фильмов,
семинары
и
групповая
дискуссия,
исследовательские
экспериментальные работы);
−

предполагается
ресурсов;

широкое

использование

электронных

образовательных

− для практической работы подбираются разноуровневые задачи, чтобы была
возможность выстраивания личной образовательной траектории каждого
обучающегося (уровень задач варьируется от базового до углубленного).
− предполагается самостоятельная работа обучающихся по изучению лекций,
разбору статей, решению задач, подготовке к семинарам, оформлению отчетов
по лабораторным работам.
Входной контроль данной программы выходит за рамки тематического
планирования и является необходимым условием для отбора обучающихся на
дополнительную общеразвивающую образовательную программу по направлению
«Математика» 9 класс. Входной контроль осуществляется по средствам
тестирования, которое проходит в режиме реального времени с применением
дистанционных образовательных технологий.
Промежуточные этапы внутреннего контроля — это ряд текущих заданий,
лабораторные и контрольные работы, которые помогают формировать умения
пользоваться физическим оборудованием, самостоятельно принимать решения и
9

применять имеющиеся знания в практической деятельности. В конце курса
предусмотрена итоговая контрольная работа.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
− заключительная итоговая работа по окончанию курса;
− результаты сдачи основного государственного экзамена по математике.
3. Образовательные технологии
Занятия с обучаемыми проводятся в форме:
− теоретических занятий (преподаватель рассказывает материал под
конспектирование его слушателями);
− практических занятий (решение задач, обсуждение новых материалов
происходит через записи на доске, как преподавателем, так и слушателями с
активным обсуждением исследуемой проблемы);
− самостоятельной работы обучающихся (самостоятельная работа с
литературой).
Содержание работы с детьми требует прогрессивных технологий,
ориентированных на деятельностный подход. Целям развивающего обучения
соответствуют технологии, ориентированные на деятельностный подход. Это
технология критического мышления, блочно-модульного обучения. Использование
электронных образовательных ресурсов нацелено на вовлечение обучающихся в
активную деятельность по добыванию и закреплению знаний.
Технология модульного и блочно-модульного обучения хорошо сочетается с
лекционно-семинарско-зачетной системой обучения. Блочно-модульная подача
материала позволяет четко структурировать учебный процесс, выделяя достаточно
времени для самостоятельной работы обучающихся.
В процессе реализации программы применяется технология развития
критического мышления. Учебное исследование, лежащее в основе развивающего
обучения, по своей природе коллективно. Оно предполагает критическое
сопоставление разных позиций, методов результатов. От этапа вызова до
мозгового штурма, от удивления до открытия - все это есть в технологии
критического мышления. При работе с текстом обучающиеся применяют приемы
маркировки текста, составления «толстых» и «тонких вопросов», составляют
двухчастные дневники, таблицы. Результаты групповой работы представляются в
виде кластера, схемы. В процессе групповой работы формируются
коммуникативные и познавательные компетенции обучающихся, которые нельзя
сформировать иначе, как организовав совместную деятельность обучающихся. В
процессе подготовки к занятиям обучающиеся работают с дополнительными
источниками информации, находят необходимые сведения в сети Интернет. Тем
самым формируется информационная компетентность, развиваются навыки
10

критического мышления.
Для формирования информационных и коммуникационных компетенций
обучающихся большое значение имеет внедрение в учебный процесс
информационно-коммуникационных технологий.
ФГОС последнего поколения фактически требуют перевода обучения на
индивидуальные рельсы. Дистанционная поддержка обучения предусматривает
внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают
индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности
обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов.
Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует
формированию умения учиться, развитию ключевых компетенций обучающихся.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».