Лариса
Николаевн
а Струина
Подписан цифровой подписью:
Лариса Николаевна Струина
DN: O="МКОУ ""СлободоТуринская СОШ № 1""", CN=
Лариса Николаевна Струина, E=
school-sloboda@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого докум ента
Расположение:
Дата: 2024.09.16 13:28:09+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 26
к ООП ООО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо-Туринская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО:
ШМО
учителей
информатики
СОГЛАСОВАНО:
математики, заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
Кайгородцева С.Н.
от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
Струина Л.Н.
Приказ № 124 -Д
от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективный курс «Подготовка к ГИА по математике»
для 9 классов
Составители:
Жилякова Любовь Николаевна
учитель математики
с. Туринская Слобода, 2024
Пояснительная записка
1
Данная программа элективного курса «Подготовка к ГИА по математике»
для учащихся 9 классов, разработана для работы с детьми в рамках очной формы
обучения и очной формы обучения с применением дистанционных
образовательных технологий. Программа предусматривает изучение тем
образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса
«Подготовка к ГИА по математике» и предполагает последовательность изучения
разделов и тем учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических
работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной
компетентности учащихся при подготовке к государственной (итоговой)
аттестации по математике.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Подготовка
к ГИА по математике» для 9 класса составлена в соответствии со спецификацией
контрольно-измерительных материалов для проведения в 2025 году основного
государственного экзамена по математике (подготовлена Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт
педагогических измерений»). В программе предусмотрена возможность для
реализации основных идей примерных программ по математике, использование
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Данная
программа включает формирование у обучающихся обще-учебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и
обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое
планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Особенности программы:
− строится на комбинации основных академических и дополнительных
курсов базового и профильного уровней;
−
делается акцент на прикладную составляющую обучения;
−
содержание материала соответствует углубленному уровню обучения;
− умения рассматриваются как конечная цель обучения, а знания - как
средство их достижения;
− методический аспект концепции данной программы состоит в том, что
теория и эксперимент в содержании предмета являются одновременно и объектом,
и методом познания;
− учебный процесс строится на основе широкого применения
электронных образовательных ресурсов.
Занятия с обучающимися проводятся в виде:
−
теоретических занятий;
− практических занятий (решение задач, обсуждение новых материалов
происходит в записи на доске, как преподавателем, так и обучающимися с
активным
обсуждением
исследуемой
проблемы);
2
−
практическое выполнение самостоятельных заданий и составление
отчёта по лабораторным работам.
По пройденным разделам курса обязательно проводится зачетная
контрольная (практическая) работа в виде письменной, либо устной форме.
В результате освоения программы участники получат знания, умения и
навыки, позволяющие:
− решать задачи базового и повышенного уровня сложности по
математике;
− использовать информацию математического содержания при решении
учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
− различать и уметь использовать в учебно-исследовательской
деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного
познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в
научном познании;
Программа консультаций «Математика. Подготовка к ОГЭ» ориентирована на
приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет
ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике
за курс основной школы. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на
то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми
идеями и методами, расширить представление об изучаемом материале.
Консультации предлагают учащимся знакомство с математикой как с
общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика
является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Консультации направлены на подготовку учащихся к сдаче экзамена по
математике в форме ОГЭ. Основной особенностью консультаций является
отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы:
арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Консультации «Подготовка к ГИА по математике» рассчитаны на 9 часов для
работы с учащимися 9 классов. Консультации предусматривают повторное
рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеют большое
общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления,
намечают и используют целый ряд межпредметных связей и направлены в первую
очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики,
систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
1 Цели и задачи программы
Основные цели:
− диагностика проблемных зон;
3
− эффективное выстраивание систематического повторения;
− помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в
том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения
своих мыслей в формате работ ОГЭ.
− успешно сдать ОГЭ по математике.
Задачи:
− повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9
классах;
− развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в
планируемых проблемных заданиях;
− сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
− вести планомерную подготовку к экзамену;
− закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной
жизни и при продолжении образования.
Содержание:
− Практико-ориентированные задания;
− Вычисления и преобразования;
− Действительные числа;
− Преобразование алгебраических выражений;
− Уравнения и неравенства;
− Вероятность событий;
− Функции и графики;
− Практические расчеты по формулам;
− Неравенства;
− Последовательности и прогрессии в задачах;
− Геометрические фигуры. Углы;
− Геометрические фигуры. Длины;
− Площадь многоугольника;
− Теоретические аспект;
− Решение вариантов ОГЭ.
Планируемые результаты:
− ученик научится: выполнять задания в формате обязательного
государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и
коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность
сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
− ученик получит возможность: успешно подготовиться к экзамену,
самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием
материалов разных ресурсов.
Программа консультаций обеспечивает достижение следующих результатов
освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
4
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
− критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
− креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении алгебраических задач;
− умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
Метапредметные:
− умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
− умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на
уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
− умение адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
− умение понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
− умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,
видеть различные стратегии решения задач;
− понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Предметные:
− умение работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), обосновывать
суждения, проводить классификацию, доказывать математические
утверждения;
− владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о
числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных
функциональных зависимостей, формирование представлений о
статистических закономерностях в реальном мире и о различных
способах
их
изучения;
5
− умение выполнять алгебраические преобразования рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач
и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
− умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно
составлять формулы зависимостей между величинами на основе
обобщения частных случаев и эксперимента;
− умение решать уравнения и неравенства, а также приводимые к ним
уравнения,
неравенства,
системы;
применять
графические
представления для решения и исследования уравнений, неравенств,
систем; применять полученные умения для решения задач из
математики, смежных предметов, практики;
− овладение системой функциональных понятий, функциональным
языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их
свойства, использовать функционально-графические представления
для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
− овладение основными способами представления и анализа
статистических данных;
− умение применять изученные понятия, результаты и методы при
решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
2. Содержательная характеристика программы
Данная программа разработана на основе анализа существующих программ,
методических пособий, спецификации контрольно-измерительных материалов для
проведения в 2024 году основного государственного экзамена по математике
(подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений») и предназначена для
организации обучения обучающихся 14-15 лет по подготовке к успешной сдаче
основного государственного экзамена по математике.
2.1 Требования к уровню подготовки/ проверяемые элементы содержания и
виды деятельности в соответствии с типами заданий ОГЭ:
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности
6
Уровень
сложности
Максималь
ный балл
за выпол-
задания
Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования
Задание 2. Пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные
единицы через более мелкие и наоборот.
Задание 3. Уметь выполнять вычисления и преобразования
Задание 4.Уметь выполнять вычисления и преобразования,
уметь выполнять преобразования алгебраических выражений
Задание 5. Описывать с помощью функций различные
реальные зависимости между величинами; интерпретировать
графики реальных зависимостей
Задание 6. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы
Б
Б
нение
задания
1
1
Б
Б
1
1
Б
1
Б
1
Задание 7. Решать несложные практические расчетные задачи;
решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и
прикидкой при практических расчетах; интерпретировать
результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых объектов
Задание 8. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
Задание 9. Решать практические задачи, требующие
систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной
ситуацией с использованием аппарата вероятности и
статистики
Задание 10. Уметь строить и читать графики функций
Задание 11. Уметь решать элементарные задачи, связанные с
числовыми последовательностями
Задание 12. Уметь выполнять преобразования алгебраических
выражений
Задание 13. Осуществлять
практические
расчеты
по
формулам, составлять несложные формулы, выражающие
зависимости между величинами
Задание 14. Уметь решать уравнения, неравенства и их
системы
Задание 15. Описывать реальные ситуации на языке
геометрии, исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий и теорем, решать практические
задачи, связанные с нахождением геометрических величин
Задание 16. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
Задание 17. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
Задание 18. Уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
Б
1
Б
1
Б
1
Б
Б
1
1
Б
1
Б
1
Б
1
Б
1
Б
1
Б
1
Б
1
7
Задание 19. Проводить доказательные рассуждения при решени иБ
задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распо
знавать ошибочные заключения
Задание 20 (С1). Уметь выполнять преобразования алгебраи- П
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций
Задание 21 (С2). Уметь выполнять преобразования алгебраи- П
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели
Задание 22 (С3). Уметь выполнять преобразования алгебраи- В
ческих выражений, решать уравнения, неравенства и их
системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели
Задание 23 (С4). Уметь выполнять действия с геометрически- П
ми фигурами, координатами и векторами
Задание 24 (С5). Проводить доказательные рассуждения при П
решении задач, оценивать
логическую
правильность
рассуждений, распознавать ошибочные заключения
Задание 25 (С6). Уметь выполнять действия с геометрически- В
ми фигурами, координатами и векторами
1
2
2
2
2
2
2
2.2 Формы организации деятельности обучающихся:
− Групповые;
− Индивидуально - групповые;
− Компьютерные практикумы.
2.3 Календарно-тематическое планирование:
Тема
Количество
часов
Практико-ориентированные
вариантов ОГЭ
задания.
Решение
2
Геометрические фигуры и их свойства
2
Треугольник
2
Многоугольники
1
Окружность и круг
1
Измерение геометрических величин
1
ИТОГО
9
8
2.4 Формы организации познавательной деятельности:
Очная форма
технологий:
обучения
с
применением
дистанционных
образовательных
− упор делается на самостоятельную работу обучающихся (анализ и поиск
информации, аналитическая работа с материалом лекций, разбор предлагаемых
задач, экспериментальные исследования, решение задач);
−
предполагается
ресурсов;
широкое
использование
электронных
образовательных
− общение с преподавателями возможно как в режиме on-line в чате во время
проведения занятий, так и в режиме off-line (проверка письменных работ
преподавателем, обратная связь);
− контрольные работы (вступительный, текущий и рубежный контроль)
проводятся в режиме реального времени (задания сообщаются обучающимся во
время занятий, решения и ответы обучающиеся отсылают в конце занятия
преподавателю);
Очная форма обучения:
− при очной форме занятий основной упор делается на деятельностный метод
познания и групповую работу (просмотр и обсуждение научно-популярных
фильмов,
семинары
и
групповая
дискуссия,
исследовательские
экспериментальные работы);
−
предполагается
ресурсов;
широкое
использование
электронных
образовательных
− для практической работы подбираются разноуровневые задачи, чтобы была
возможность выстраивания личной образовательной траектории каждого
обучающегося (уровень задач варьируется от базового до углубленного).
− предполагается самостоятельная работа обучающихся по изучению лекций,
разбору статей, решению задач, подготовке к семинарам, оформлению отчетов
по лабораторным работам.
Входной контроль данной программы выходит за рамки тематического
планирования и является необходимым условием для отбора обучающихся на
дополнительную общеразвивающую образовательную программу по направлению
«Математика» 9 класс. Входной контроль осуществляется по средствам
тестирования, которое проходит в режиме реального времени с применением
дистанционных образовательных технологий.
Промежуточные этапы внутреннего контроля — это ряд текущих заданий,
лабораторные и контрольные работы, которые помогают формировать умения
пользоваться физическим оборудованием, самостоятельно принимать решения и
9
применять имеющиеся знания в практической деятельности. В конце курса
предусмотрена итоговая контрольная работа.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
− заключительная итоговая работа по окончанию курса;
− результаты сдачи основного государственного экзамена по математике.
3. Образовательные технологии
Занятия с обучаемыми проводятся в форме:
− теоретических занятий (преподаватель рассказывает материал под
конспектирование его слушателями);
− практических занятий (решение задач, обсуждение новых материалов
происходит через записи на доске, как преподавателем, так и слушателями с
активным обсуждением исследуемой проблемы);
− самостоятельной работы обучающихся (самостоятельная работа с
литературой).
Содержание работы с детьми требует прогрессивных технологий,
ориентированных на деятельностный подход. Целям развивающего обучения
соответствуют технологии, ориентированные на деятельностный подход. Это
технология критического мышления, блочно-модульного обучения. Использование
электронных образовательных ресурсов нацелено на вовлечение обучающихся в
активную деятельность по добыванию и закреплению знаний.
Технология модульного и блочно-модульного обучения хорошо сочетается с
лекционно-семинарско-зачетной системой обучения. Блочно-модульная подача
материала позволяет четко структурировать учебный процесс, выделяя достаточно
времени для самостоятельной работы обучающихся.
В процессе реализации программы применяется технология развития
критического мышления. Учебное исследование, лежащее в основе развивающего
обучения, по своей природе коллективно. Оно предполагает критическое
сопоставление разных позиций, методов результатов. От этапа вызова до
мозгового штурма, от удивления до открытия - все это есть в технологии
критического мышления. При работе с текстом обучающиеся применяют приемы
маркировки текста, составления «толстых» и «тонких вопросов», составляют
двухчастные дневники, таблицы. Результаты групповой работы представляются в
виде кластера, схемы. В процессе групповой работы формируются
коммуникативные и познавательные компетенции обучающихся, которые нельзя
сформировать иначе, как организовав совместную деятельность обучающихся. В
процессе подготовки к занятиям обучающиеся работают с дополнительными
источниками информации, находят необходимые сведения в сети Интернет. Тем
самым формируется информационная компетентность, развиваются навыки
10
критического мышления.
Для формирования информационных и коммуникационных компетенций
обучающихся большое значение имеет внедрение в учебный процесс
информационно-коммуникационных технологий.
ФГОС последнего поколения фактически требуют перевода обучения на
индивидуальные рельсы. Дистанционная поддержка обучения предусматривает
внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают
индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности
обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов.
Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует
формированию умения учиться, развитию ключевых компетенций обучающихся.
11