КВД Химия вокруг нас 11 класс

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо -Туринская СОШ № 1»

РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
(Протокол № 6)
21.02.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор
_________ Струина Л.Н.
Приказ № 40 -Д
от 26.02.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Химия вокруг нас»
для обучающихся 11класса
(с использованием средств обучения и воспитания центра естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста»)

Составитель:
Лукина Елена Васильевна
учитель химии

с.Туринская Слобода, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся
11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить
образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические,
медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся,
обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей
химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит
выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 36 часов в год, 1 час в неделю.
Для реализации программы курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»
используется оборудование центра
направленностей «Точка роста».

образования

естественно-научной

и

технологической

Планируемые результаты
Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов:
Личностные
- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными
материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками
информации;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- развить познавательные интересы;
- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные
- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности
человека;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов
в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
Предметные
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о
фундаментальных законах органической и общей химии;
- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы,
протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике,
формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности
экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
Выпускник научится:
 разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять
свойства веществ на основе их химического строения;
 применять основные положения теории химического строения органических веществ,
важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения
обусловленных ими свойств;

классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в технике,
продукты переработки жиров;
 давать характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и
направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ.
 использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения
полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным
превращением соединений различных классов;
 практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным
реакциям – функциональные группы органических соединений;
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения
химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их
генетическую связь, способы получения;
 понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации, теория
активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;
 характеризовать
особенности строения, свойства и применение важнейших
представителей биополимеров;
 объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на
структуру и свойства полимеров.
 распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;
 использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и при
изучении других разделов химии;


Содержание курса внеурочной деятельности(36 часа)
Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники
безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете
химии.
Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа)
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со
спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на
этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.
Практическая работа. Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения
эксперимента и его результатов.
Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных
групп органических и неорганических соединений. (10 часов)
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа
органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.
Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ.
Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования:
установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических
констант, молекулярной массы.
Практическая работа .Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета, запаха,
проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение
растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода,
гидроксида натрия.
Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ
соединений.

Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный
элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение
функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.
Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных
предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов
с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического соединения
и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов
с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества.
Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (18 часов).
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке
и D в рыбьем жире или курином желтке.
Природные стимуляторы.
Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная реакция
на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.
Органические кислоты в пище.
щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства
сахарозы.
Углеводы в пище. Молочный сахар.
Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на
крахмал. Свойства крахмала.
Углеводы в пище. Крахмал
Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине.
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при
смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная
реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков.
Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.
Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы.
Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и
причины ее возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде.
Определение рН воды.

Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков.
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений
(4 часа)
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со
свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная
мята, еловое масло
Основные технологии:
 технология поблемного обучения
 технология проблемно-диалогического обучения
 технология разноуровневого обучения;
 технология обучения в сотрудничестве;
 коммуникативная технология;
 ИКТ
Формы контроля: итоговое тестирование, практические работы.

Календарно-тематическое планирование
№ №
п/ п/
п п

Тема урока

Кол-во
час

Элементы содержания

Использование
оборудования
центра
естественнонауч
ной и
технологической
направленностей
«Точка роста»

Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории
(2 час)

1.

1.

Организационное занятие.

2.

2.

Оборудование центра
естественнонаучной и
технологической
направленностей
«Точка роста»

Инструктаж по технике
безопасности.
Практическая работа.
Типовые правила техники
лабораторных работ. Правила
техники безопасности при
проведении исследований,
медицинские аптечки первой
помощи в кабинете химии.

Знакомство с оборудованием
Оборудование
центра
центра
естественнонаучной и
естественнонауч
технологической
ной и
направленностей
технологической
«Точка роста»
направленностей
«Точка роста»

Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием (2часа)
3.

1.

Приемы обращения с
лабораторным
оборудованием.

Цифровая
Практическая работа.
Знакомство с лабораторным
лаборатория по
оборудованием и посудой.
химии «Точка
Работа со спиртовкой, весами,
роста».
ареометрами. Мерная посуда. Демонстрационно
е оборудование

4.

2.

Работа с химическими
реактивами.

Классификация реактивов по
Цифровая
действию на организм,
лаборатория по
хранение реактивов,
химии«Точка
обозначение на этикетках.
роста».
Оформление выполнения
Демонстрационно
химического эксперимента и
е оборудование
его результатов.
Практическая работа.
Работа с химическими
реактивами. Оформление
выполнения эксперимента и
его результатов.

Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных
групп органических и неорганических соединений
(10 часов)

5.

1.

Качественный анализ:
идентификация и
обнаружение.

6.

2.

Качественный анализ
органических и
неорганических веществ.
Аналитические задачи при
исследовании веществ.

7.

3.

Измерение физических
свойств веществ.

8.

4.

Качественный элементный
анализ соединений.

Качественный анализ:
идентификация и
обнаружение. Особенности
качественного анализа
органических и
неорганических соединений.
Общая схема процесса
идентификации веществ.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

Цифровая
Практическая
работа. Качественный анализ лаборатория по
органических и
химии «Точка
неорганических веществ.
роста».
Аналитические задачи при
Датчик элек
исследовании веществ.
тропроводности.
Предварительные
Датчик
исследования: установление
Температуры
агрегатного состояния, цвета,
Датчик элек
запаха, проба на горючесть,
тропроводности.
измерение физических
Демонстрационно
констант, молекулярной
е оборудование
массы.
Цифровая
Практическая работа.
Измерение физических
лаборатория по
свойств: агрегатного
химии «Точка
состояния, цвета, запаха,
роста».
проба на горючесть,
Датчик элек
измерение физических
тропроводности.
констант, молекулярной
Датчик
массы.
Температуры
Определение растворимости в
Датчик элек
воде, разбавленных растворах тропроводности.
хлороводорода, гидроксида Демонстрационно
натрия, в органических
е оборудование
растворителях.
Цифровая
Практическая
работа. Измерение рН в
лаборатория по
растворах. Качественный
химии «Точка
элементный анализ
роста».
соединений.
Демонстрационно
е оборудование

Качественный элементный
анализ соединений.

Цифровая
Практическая
работа. Обнаружение
лаборатория по
углерода, водорода, в
химии «Точка
соединениях.
роста».
Обнаружение серы, галогенов, Демонстрационно
азота в соединениях.
е оборудование
Качественный элементный
анализ соединений.

10. 6.

Обнаружение
функциональных групп.

11. 7.

Получение производных
предполагаемого
органического соединения

12. 8.

Взаимодействие
органических соединений
различных классов с
соединениями серебра.
Получение производных
предполагаемого
органического соединения
и проведение
дополнительных реакций.

Цифровая
Практическая
работа. Обнаружение
лаборатория по
функциональных групп:
химии «Точка
спиртов, альдегидов, фенолов,
роста».
кислот, аминов, кислот
Демонстрационно
оснований.
е оборудование
Цифровая
Практическая
работа. Обнаружение
лаборатория по
функциональных групп.
химии «Точка
Получение производных
роста».
предполагаемого
Демонстрационно
органического соединения и
е оборудование
проведение дополнительных
реакций.
Цифровая
Практическая
работа. Изучение
лаборатория по
взаимодействия органических
химии «Точка
соединений различных
роста».
классов с соединениями
Демонстрационно
серебра. Получение
е оборудование
производных
предполагаемого
органического соединения и
проведение дополнительных
реакций.

13. 9.

Взаимодействие
органических соединений
различных классов с
соединениями железа (III).

9.

5.

14. 10. Итоговое занятие по теме:
Качественный анализ
органических соединений.
Обнаружение
функциональных групп

Цифровая
Практическая
работа. Изучение
лаборатория по
взаимодействия органических
химии «Точка
соединений различных
роста».
классов с соединениями
Демонстрационно
железа (III).
е оборудование
Распознавание неизвестного
органического вещества.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно

органических и
неорганических
соединений.

е оборудование

Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений.
(18 час)
15. 1.

Химия и питание.
Витамины в продуктах
питания.

Химия и питание. Витамины в
продуктах питания.

16. 2.

Определение витаминов в
пищевых продуктах.
Природные стимуляторы.

17. 3.

Природные стимуляторы.

Практическая работа.
Практическая
работа Выделение из чая
кофеина. Качественная
реакция на кофеин.

18. 4.

Органические кислоты.
Свойства, строение,
получение.

Практическая
работа. Получение и
изучение свойств уксусной
кислоты.
Органические кислоты.
Кислоты консерванты.

19. 5.

Органические кислоты в
пище.

Органические кислоты в
пище.
Практическая
работа. Изучение свойств
муравьиной кислоты.
Щавелевая, молочная
кислоты. Изучение их
свойств.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

20. 6.

Углеводы. Состав,
строение, свойства.
Глюкоза, сахароза.

Углеводы. Состав, строение,
свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа.
Обнаружение глюкозы в
пище. Получение сахара из
свеклы. Свойства сахарозы.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

Цифровая
Практическая
работа. Определение
лаборатория по
витаминов: А в подсолнечном
химии «Точка
масле, С в яблочном соке
роста».
и D в рыбьем жире или
Демонстрационно
курином желтке.
е оборудование
Природные стимуляторы.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

21. 7.

Углеводы в пище.
Молочный сахар.

22. 8.

Углеводы. Строение,
свойства, получение.
Крахмал.

23. 9. Углеводы в пище. Крахмал

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Цифровая
Практическая
работа. Получение патоки и
лаборатория по
глюкозы из крахмала.
химии «Точка
Качественная реакция на
роста».
крахмал. Свойства крахмала. Демонстрационно
е оборудование
Цифровая
Практическая
работа. Определение
лаборатория по
крахмала в листьях живых
химии «Точка
растений и маргарине.
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Практическая
работа. Опыты с молочным
сахаром.

24. 10.

Одноатомные спирты.
Характеристика класса.
Физические свойства.
Качественные реакции.

Цифровая
Практическая
работа. Определение
лаборатория по
удельного веса спирта и
химии «Точка
изменение объема при
роста».
смешивании с водой.
Демонстрационно
Обнаружение спирта и
е оборудование
высших спиртов в растворах.
Качественная реакция на
одноатомные спирты.

25. 11.

Белки. Характеристика
класса. Качественные
реакции.

Цифровая
Практическая
работа. Определение белков
лаборатория по
в продуктах питания. Цветные
химии «Точка
реакции белков. Свойства
роста».
белков.
Демонстрационно
е оборудование

26. 12.

Неорганические
соединения на кухне. Соль,
сода.

Цифровая
Практическая
работа. Качественные
лаборатория по
реакции на ионы натрия,
химии «Точка
хлорид-ионы, карбонат-ионы.
роста».
Гидролиз солей угольной
Демонстрационно
кислоты. Свойства карбоната е оборудование
и гидрокарбоната.

27. 13.

Неорганические
соединения на кухне. Вода.
Физические и химические
свойства. Жесткость и
причины ее возникновения.
Способы устранения.

Цифровая
Практическая
работа. Определение
лаборатория по
жесткости воды и ее
химии «Точка
устранение.
роста».
Контроль качества воды.
Демонстрационно
Оценка загрязненности воды. е оборудование

28. 14. Определение концентрации
кислорода, растворенного в
воде, рН воды.

29. 15.

Коллоидные растворы и
пища.

30. 16.

Анализ качества
прохладительных напитков.
Итоговое занятие по теме.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Коллоидные растворы и пища.
Цифровая
лаборатория по
Практическая
работа. Изучение молока как
химии «Точка
эмульсии.
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Практическая работа.
Цифровая
Анализ качества
лаборатория по
прохладительных напитков.
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование
Практическая работа.
Определение концентрации
кислорода, растворенного в
воде. Определение рН воды.

Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений
(4 часа)
31. 1.

Моющие средства и
чистящие средства.
Знакомство с
разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и
чистящих средств.

Моющие средства и чистящие
средства. Знакомство с
разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и
чистящих средств. Семинар.

32. 2.

Правила безопасности со
средствами бытовой химии.

Правила безопасности со
Цифровая
средствами бытовой химии.
лаборатория по
химии «Точка
Практическая
работа. Знакомство с
роста».
образцами химических
Демонстрационно
средств санитарии и гигиены. е оборудование
Изучение инструкций по
применению токсичных
веществ бытовой химии в
быту.

33. 3.

Мыла. Состав, строение,
получение.

Практическая
работа. Омыление жиров;
получение мыла. Сравнение
свойств мыла со свойствами
стиральных порошков.

Цифровая
лаборатория по
химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

34. 4.

Душистые вещества в
парфюмерии, косметики,

Практическая
работа. Извлечение эфирных

Цифровая
лаборатория по

моющих средствах.
Эфирные масла. Состав.

масел из растительного
материала. Перечная мята,
еловое масло

химии «Точка
роста».
Демонстрационно
е оборудование

Итоговое тестирование.

35.

Учебно - методический комплекс:
1. Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия профильное
обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2016 г.
2. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2017 г.
3. И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2017 г
4. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии –
М., Высшая школа, 2011 г
5. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г
6. Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское
отделение, 2007 г.
7. П.А.Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов - Творчество учащихся на практических
занятиях по химии.- М., Аркти, 2009г
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru
Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
htpp://www.alhimik.ru
htpp//www./schoolchemistry.by.ru
www.1september.ru
htpp//www./school-collection.edu.ru
edu.tatar.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».