ПРИЛОЖЕНИЕ № 14
к ООП СОО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо-Туринская СОШ №
1»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей химии,
биологии, географии
Заместитель директора по УВР
Директор
_______ С.Н.Кайгородцева
от 01.09.2023 г.
_____________ Л.Н.Струина
Протокол №1
от 28.08. 2023 г.
Приказ №1от 01.09.2023 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Химия»
для обучающихся 11 класса
Составители:
Лукина Елена Васильевна
учитель химии
с. Туринская Слобода 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает
важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира,
химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к
химической информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными
понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных
знаний при решении практических задач.
В соответствии с ФГОС СОО химия может изучаться на базовом и углубленном
уровнях.
Изучение
химии
на
базовом
уровне
ориентировано
на
обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные
положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость
свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их
свойствами;
материальное
единство
неорганических
и
органических
веществ;
возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья,
охране окружающей среды.
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на
основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
требований
к
результатам
освоения
федеральной
образовательной
программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания
учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников.
Химическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной
организации, является неотъемлемой частью их образованности. Оно служит
завершающим этапом реализации на соответствующем ему базовом уровне ключевых
ценностей, присущих целостной системе химического образования. Эти ценности
касаются познания законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры
человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде. Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего
общего образования средствами учебного предмета «Химия», содержание и построение
которого определены в программе по химии с учётом специфики науки химии, её
значения в познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом общих
целей и принципов, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в современной
цивилизации, в создании новой базы материальной культуры. Она вносит свой вклад в
формирование рационального научного мышления, в создание целостного представления
об окружающем мире как о единстве природы и человека, которое формируется в химии
на основе понимания вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи
между строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного труда и
жизни каждого члена общества. Современная химия как наука созидательная, как наука
высоких технологий направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития
человечества – сырьевой, энергетической, пищевой, экологической безопасности и
охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего образования
содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано
преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума,
продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых
являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением
знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний
при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая
химия» сформирована в программе по химии на основе системного подхода к изучению
учебного материала и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на
определённых теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических соединений, а
также на уровне стереохимических и электронных представлений о строении веществ.
Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии – от углеводородов до
сложных биологически активных соединений. В курсе органической химии получают
развитие сформированные на уровне основного общего образования первоначальные
представления о химической связи, классификационных признаках веществ, зависимости
свойств веществ от их строения, о химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня рассматривается
изученный на уровне основного общего образования теоретический материал и
фактологические сведения о веществах и химической реакции. Так, в частности, в курсе
«Общая и неорганическая химия» обучающимся предоставляется возможность осознать
значение периодического закона с общетеоретических и методологических позиций,
глубже понять историческое изменение функций этого закона – от обобщающей до
объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и
применении, а также о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания
дополняется в курсах 10 и 11 классов элементами содержания, имеющими
культурологический и прикладной характер. Эти знания способствуют пониманию
взаимосвязи химии с другими науками, раскрывают её роль в познавательной и
практической деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процессу
творчества в области теории и практических приложений химии, помогают выпускнику
ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний, решения
интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач. В целом содержание
учебного предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на формирование у
обучающихся мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как:
материальное единство неорганического и органического мира, обусловленность свойств
веществ их составом и строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента
и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими предпосылками,
осознание роли химии в решении экологических проблем, а также проблем сбережения
энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации обучающихся
принятые программой по химии подходы к определению содержания и построения
предмета предусматривают формирование универсальных учебных действий, имеющих
базовое значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего образования, так и
на уровне среднего общего образования, при определении содержательной
характеристики целей изучения предмета направлением первостепенной значимости
традиционно признаётся формирование основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры. С методической точки зрения такой подход к
определению целей изучения предмета является вполне оправданным.
Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета «Химия» на
базовом уровне (10 –11 кл.) являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей
естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия,
фундаментальные законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и
понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера,
ознакомление с историей их развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и
химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в
мире веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и
повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного
обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательная характеристика целей и задач изучения предмета в
программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии с новыми приоритетами
в системе среднего общего образования. Сегодня в преподавании химии в большей
степени отдаётся предпочтение практической компоненте содержания обучения,
ориентированной на подготовку выпускника общеобразовательной организации,
владеющего не набором знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и
умениями активного получения знаний и применения их в реальной жизни для решения
практических задач.
В связи с этим при изучении предмета «Химия» доминирующее значение
приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем,
поиска, анализа и обработки информации, необходимых для приобретения опыта
деятельности, которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с
позиций экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов
на организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в
соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные
технологии для поиска и анализа учебной и научно-популярной информации химического
содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления,
наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно необходимы, в
частности, при планировании и проведении химического эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической направленности
химии, её важной роли в решении глобальных проблем рационального
природопользования, пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного
равновесия, осознания необходимости бережного отношения к природе и своему
здоровью, а также приобретения опыта использования полученных знаний для принятия
грамотных решений в ситуациях, связанных с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия» базового уровня
входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Общее число часов, отведённых для изучения химии, на базовом уровне среднего
общего образования, составляет 68 часов: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
11 класс
Теоретические основы химии
Строение
вещества.
Современная
модель
строения
атома.
Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических
уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность.Виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость
реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие
о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов.рH
раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в
биологических
обменных
процессах.Окислительно-восстановительные
реакции
в
природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительновосстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп
(медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии.
Электролиз
растворов
и
расплавов.
Применение
электролиза
в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного
познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка.
Нефтепродукты.
Октановое
число
бензина.
Охрана
окружающей
среды
при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники
энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон.Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из
веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Примерные темы практических работ (на выбор учителя):
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Идентификация неорганических соединений.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами
неорганических соединений».
Устранение временной жесткости воды.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.
Теоретические основы химии
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка.
Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности
распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов.
Электронная конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Связь периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева с современной теорией строения атомов. Закономерности
изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ
по группам и периодам. Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная
неполярная и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной
химической связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава
вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля
вещества в растворе.
Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических
веществ. Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным
классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые реакции.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных
растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстрация
таблиц «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», изучение
моделей кристаллических решёток, наблюдение и описание демонстрационных и
лабораторных опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора,
определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, реакции
ионного обмена), проведение практической работы «Влияние различных факторов на
скорость химической реакции».
Расчётные задачи.
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты,
расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества».
Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства
неметаллов. Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных
соединений).
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов металлов. Общие
физические свойства металлов. Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний,
алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений.
Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: изучение
коллекции «Металлы и сплавы», образцов неметаллов, решение экспериментальных
задач, наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов
(взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей, качественные
реакции на катионы металлов).
Расчётные задачи.
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества,
массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма,
количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины. Понятие о научных методах познания веществ и химических
реакций.
Представления об общих научных принципах промышленного получения
важнейших веществ.
Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, органические и минеральные удобрения.
Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов,
правила безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении общей и неорганической химии в
11 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий,
так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент,
моделирование, измерение, явление.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп,
радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость.
Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и микроэлементы,
витамины, обмен веществ в организме.
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология:
химическая
промышленность,
металлургия,
производство
строительных
материалов,
сельскохозяйственное
производство,
пищевая
промышленность, фармацевтическая промышленность, производство косметических
препаратов, производство конструкционных материалов, электронная промышленность,
нанотехнологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов
и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных
статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки
на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного
состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических
знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным).
Научно-методической основой для разработки планируемых результатов освоения
программ среднего общего образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и
строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими,
социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения,
способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления
личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность
опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации
принятых в обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к
закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других
при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений,
кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования,
будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных
интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования
жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и
решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной
культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины,
обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена
общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для
анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных
с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем
в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными
потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность,
закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и
социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных
познавательных и практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы
для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
анализировать информацию различных видов и форм представления, критически
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и
символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического
эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая химия»
отражают:
сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали атомов, ион,
молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная),
кристаллическая решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева, закон
сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать
их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических
веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления
формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру
(IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ,
углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и
другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного
вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных
растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ
по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д. И.
Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и
прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов
химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические
уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их
соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование
генетической связи между неорганическими веществами с помощью уравнений
соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные
и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти
реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный
состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в
основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность
представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического
производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических
реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе
или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на
основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных
задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы
определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять
знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефноточечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
программы
1.
Теоретические основы химии.
2.
Химия и жизнь.
Итого
Электронные (цифровые)
всего Контр. Практ. образовательные ресурсы
работы работы
https://resh.edu.ru/subject/29/11/
31
2
4
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
4
1
1
35
часов
3
5
https://resh.edu.ru/subject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
Наименование
разделов и тем
П.п. программы
Содержание
Количество часов
Электронные
(цифровые)
всего К.р. Пр.р. образовательные
ресурсы
Теоретические основы химии (31 час)
1.
2.
3.
Основные понятия и
законы химии. Атом,
химический элемент.
Изотопы.
Инструктаж по ТБ.
Строение вещества. Современная модель строения атома.
Периодический закон
и ПСХЭ
Д.И.Менделеева.
Распределение
электронов в атомах
элементов малых
периодов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.
Электронная конфигурация атома. Классификация химических
элементов (s-, p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических уровней атомов dэлементов.
Распределение
электронов в атомах
элементов больших
периодов.
1
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы.
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Основное и возбужденные состояния атомов.
Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни.
Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности распределения
электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
периодов. Электронная конфигурация атомов.
4.
5.
6.
Положение водорода, демонстрация таблиц «Периодическая система химических
лантаноидов
и элементов Д. И. Менделеева»
актиноидов
в
Периодической
таблице
Д.И.Менделеева.
Валентность и
валентные
возможности атомов.
1
Периодическое
изменение свойств
атомов химических
элементов, простых и
сложных веществ.
1
Химическая связь.
Основные
характеристики
химической связи.
Пространственное
строение молекул.
Причины и закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам.
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Связь периодического закона и
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с
современной теорией строения атомов. Закономерности изменения
свойств химических элементов и образуемых ими простых и
сложных веществ по группам и периодам. Значение
периодического закона в развитии науки.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. 1
Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и механизмы ее образования.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической
связи
(ковалентная
неполярная
и
полярная,
ионная,
металлическая). Механизмы образования ковалентной химической
связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь.
Валентность. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы:
катионы и анионы.
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
7.
Кристаллические
решётки. Причины
многообразия
веществ.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства состава вещества.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических 1
решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки.
Причины многообразия веществ.
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства
веществ от типа кристаллической решётки.
изучение моделей кристаллических решёток,
8.
9.
Контрольная работа
№1 по теме "Строение
вещества".
Классификация
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
химических реакций. Расчеты теплового эффекта реакции.
Решение
расчетных
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
задач.
1
1
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе
термохимические расчёты
Классификация неорганических соединений. Номенклатура
неорганических веществ. Генетическая связь неорганических
веществ, принадлежащих к различным классам.
10. Классификация
химических реакций.
Окислительновосстановительные
реакции.
Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в
неорганической и органической химии. Закон сохранения массы
веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях.
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Окислительно-восстановительные реакции.
Экспериментальные методы изучения веществ и их
превращений: наблюдение и описание демонстрационных и
лабораторных опытов (разложение пероксида водорода в
присутствии катализатора,
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в
реакции веществ,
Скорость
11.
химической
реакции.
Катализ.
Практическая работа
№1
«Исследование
влияния
различных
факторов на скорость
химической реакции».
Инструктаж по ТБ.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: 1
природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих
веществ, температуры, площади реакционной поверхности,
наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и
промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов или
продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов.
Обратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие
на состояние химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
«Влияние
различных факторов
на
скорость
химической реакции».
12. Химическое
равновесие и условия
1
https://resh.edu.ru/su
его смещения.
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
13. Дисперсные системы.
Способы выражения
концентрации
растворов.
Решение
расчётных задач.
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные
растворы.
Решение расчётных задач.
14. Решение расчётных
задач.
расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества».
15. Электролиты
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества.
1
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные
растворы. Массовая доля вещества в растворе.
и Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель
1
https://resh.edu.ru/su
неэлектролиты.
Электролитическая
диссоциация.
рН
раствора.
Лабораторная
работа
«Реакции
ионного обмена».
16. Гидролиз
неорганических
и
органических веществ.
Решение
расчетных
задач.
кислотности среды.
bject/29/11/
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
электролиты. Среда водных растворов веществ: кислая,
нейтральная, щелочная.
Экспериментальные методы изучения веществ и их
превращений: реакции ионного обмена)
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных
процессах.
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
определение среды растворов веществ с помощью универсального
индикатора
17. Химические
источники тока. Ряд
стандартных
электродных
потенциалов.
1
18. Коррозия металлов и Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
её предупреждение.
коррозии.
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
19. Электролиз.
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
промышленности.
20. Контрольная работа
№2 по теме
«Химические реакции.
Дисперсные системы».
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
1
21. Общая характеристика Металлы. Положение металлов в
1
и способы получения Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
металлов.
Особенности строения электронных оболочек атомов металлов.
Общие физические свойства металлов. Сплавы металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий,
кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их
22. Обзор металлов А- соединений.
1
подгрупп.
Лабораторная
Экспериментальные методы изучения веществ и их
работа
превращений: наблюдение и описание лабораторных опытов
«Взаимодействие
гидроксида алюминия (взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и
с растворами кислот щелочей, качественные реакции на катионы металлов).
и щелочей»
23. Обзор металлов Б1
Общие способы получения металлов. Применение металлов в
подгрупп. Медь. Цинк.
быту и технике.
Лабораторная
работа
«Качественные
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
реакции на катионы
металлов»
изучение коллекции «Металлы и сплавы»,
Решение расчётных задач.
24. Титан, хром, железо,
никель, платина.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов
реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
25. Сплавы. Оксиды и
гидроксиды металлов.
Решение расчётных
задач.
расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов 1
реакции, если одно из веществ имеет примеси.
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
Решение расчётных задач. Расчеты массовой доли (массы)
химического соединения в смеси.
Практическая
26.
работа №2 «Решение
Экспериментальные методы изучения веществ
превращений:, решение экспериментальных задач.
и
их
1
1
экспериментальных
задач
по
теме
«Металлы».
». Инструктаж по
ТБ.
27. Обзор неметаллов.
Свойства и
применение
важнейших
неметаллов. Решение
расчётных задач.
Окислительно-восстановительные
реакции
в
природе, 1
производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ –
металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и
неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния.
Решение растчётных задач. Расчеты массовой или объемной
доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Неметаллы.
Положение
неметаллов
в
Периодической
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности
строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия
неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода).
образцов неметаллов
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, 1
28. Общая характеристика
оксидов неметаллов и серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений
кислородсодержащих (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений).
кислот.
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Экспериментальные методы изучения веществ и их
превращений:, решение экспериментальных задач, наблюдение и
описание демонстрационных качественные реакции на катионы
29. Водородные
1
металлов).
соединения
неметаллов.
Генетическая
связь
неорганических
и
органических веществ.
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
30. Практическая
работа №3 «Решение
экспериментальных
задач по теме
«Неметаллы».
Инструктаж по ТБ.
1
1
31. Практическая
работа №4 «Решение
экспериментальных
задач по теме
1
1
«Генетическая связь
между классами
неорганических
соединений.
Идентификация
неорганических
соединений.
Качественные реакции
на неорганические
вещества и ионы».
Инструктаж по ТБ.
Химия и жизнь (4 часа)
32. Химия в
промышленности.
Принципы
химического
производства.
Научные методы познания в химии. Источники химической 1
информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Моделирование химических процессов и
явлений, химический анализ и синтез как методы научного
познания.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов.
Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число
бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники
энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
строительных материалов в практической деятельности человека.
33. Химия
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и
пищевой безопасности, развитии медицины. Понятие о научных
методах познания веществ и химических реакций.
Представления
об
общих
научных
принципах
промышленного получения важнейших веществ.
здоровье. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, 1
и
Химия
в
быту. минеральные
Практическая
лекарственных
№5 разрушающие
работа
«Получение,
собирание
воды.
Проблемы,
препаратов.
здоровье
связанные
Вредные
(курение,
с
привычки
применением
и
употребление
факторы,
алкоголя,
1
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы
и пищевой химии.
распознавание газов». Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.
Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты,
Инструктаж по ТБ.
инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
34. Химия
и
Химия и здоровье человека: правила использования
лекарственных препаратов, правила безопасного использования
препаратов бытовой химии в повседневной жизни.
сельское Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические 1
хозяйство. Химия и удобрения. Средства защиты растений.
экология.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и
фауны от химического загрязнения.
Человек
в
мире
веществ
и
материалов:
важнейшие
https://resh.edu.ru/su
bject/29/11/
Библиотека ЦОК
https://m/edsoo.ru
строительные материалы, конструкционные материалы, краски,
стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы,
органические и минеральные удобрения.
35. Контрольная работа
№3 по теме
«Металлы.
Неметаллы».
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Базовый уровень. 11 класс. Общая химия. М.
"Просвещение, 2020г.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Базовый уровень. 10 класс. Органическая химия. М.
"Просвещение, 2020г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. Универсальное издание. 10 класс.
Вако, 2018г
Маршанова Г.Л. Графические диктанты по химии. Рабочая тетрадь. 11 класс. Мю,
"ВАКО", 2019г.
Маршанова Г.Л. Графические диктанты по химии. Рабочая тетрадь. 11 класс. Мю,
"ВАКО", 2019г.
Микитюк А.Д. Рабочая тетрадь по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
«Химия. 11 класс., М., "Экзамен",2019г
Микитюк А.Д. Рабочая тетрадь по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
«Химия. 10 класс, Мю, "Экзамен", 2019г.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии. 11 класс. К учебнику О.С.Габриеляна,
Г.Е. Рудзитиса, Вако, 2018г
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии. 10 класс. К учебнику О.С.Габриеляна,
Г.Е. Рудзитиса, Вако, 2018г
Радецкий А.М. Дидактический материал. Химия 10-11. М., «Просвещение», 2020г
Рябов М.А. Тесты по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 11
класс. Базовый уровень».
Рябов М.А. Тесты по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10
класс. Базовый уровень».
Рябов М.А.Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г. Фельдмана «Химия. 11 класс».
Рябов М.А.Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебнику Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/29/11/
https://resh.edu.ru/subject/29/10/
Библиотека ЦОК https://m/edsoo.ru
http://school-collection.edu.ruЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР)
http://college.ru/himiya/ Открытый колледж: Химия
http://www.chemnet.ru Портал фундаментального химического образования России
http://him.1september.ru Все для учителя химии
http://school-sector.relarn.ru/nsm/ Химия для всех: иллюстрированные материалы по
общей, органической и неорганической химии
http://chemistry.narod.ru Мир химии
http://him-school.ru Виртуальная Химическая Школа
Критерии оценивания.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и
требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются
следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или
несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные
свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог
применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из
вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно
отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более
уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда
иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся,
а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего
места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом
эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная
ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил
техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется
по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом
допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена
существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным
способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная
ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и
две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать
требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за
четверть, полугодие, год.
Критерии оценивания тестовых заданий по химии:
Менее 60% выполненных заданий- «2»;
60-79% - «3»;
80-89% -«4»;
90-100% - «5»
Рекомендуется задания части А оценивать в 1 балл, части В- до 3 баллов. В заданиях на
определение последовательности 2 балла ставится за неверное определение
последовательности двух крайних элементов, один балл- за неверное определение
последовательности двух любых элементов, кроме крайних.
Задания части С оцениваются от 0-3 баллов в зависимости от полноты ответа. По
результатам проверки подсчитывается суммарный тестовый балл, который переводится в
оценку.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые),
недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений ,
теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,,
наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для
выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам,
материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из
этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с
определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы,
недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена
отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов,
наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.