Приложение № 16 ООП СОО 11 Обучение сочинениям разных жанров

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16
к ООП СОО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики Свердловской области‌‌
‌Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо -Туринская СОШ № 1»‌
РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

ШМО учителей русского языка
и литературы, истории,
общесмтвознания

заместителем директора по УВР

Директор

_____ С.Н. Кайгородцевой
от 30.08. 2024г.

____

Протокол №1
от 29.08. 2024г.

Л.Н. Струиной

Приказ №124-д
от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективный курс
«Обучение сочинениям разных жанров»
для обучающихся 11 класса

составители:
Туголукова Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы

с.Туринская Слобода, 2024 г.






Пояснительная записка
Цели:
научить писать сочинения разных жанров;
подготовить к итоговому сочинению и выполнению части 2-ой ЕГЭ.
Задачи:
продолжить формировать умение работать с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей, рассуждать на предложенную тему, выстраивать
композицию собственного текста;
способствовать воспитанию нравственных качеств, реализации творческих способностей.
Требования к уровню подготовки выпускников

Исходя из целей и задач преподавания курса «Обучение сочинениям разных жанров», программа
предусматривает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:
 понимание
основных проблем общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
 знание
основных этапов творческой биографии крупнейших писателей, своеобразия
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
 умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной
жизни;
 понимание конкретно-исторического и общечеловеческого значения художественных
произведений;
 хорошее знание текстов программных произведений, их литературоведческих и литературнокритических оценок;
 восприятие целостности литературного произведения, умение выделять и характеризовать
основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных
произведений знание темы, идейного богатства, проблематики, авторских идеалов и пафоса,
системы образов и средств их создания, композиции и сюжета, внесюжетных элементов,
конфликта, роли заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемов психологического
изображения, особенностей художественной речи (эпитета, сравнения, олицетворения,
метафоры, гиперболы, аллегории, символа, гротеска, антитезы), особенностей жанра;
 умение оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры
(роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм,
романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
 самостоятельная работа с текстом и создание своего собственного грамотного текста в
условиях ограниченного времени, выражение своей мысли современным литературным
языком, избежание при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивание
своего текста по определенной модели, продумывание плана и композиции, отбор
фактического материала в соответствии с темой.
Результат:
Рабочая программа дает старшекласснику возможность совершенствовать и расширять круг
общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые направлены на расширение знаний
о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложенный текст, высказывать
собственное мнение, создавать монологическое высказывание, писать сочинения разных жанров и
сопутствует эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
 понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
 формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
 определять позицию автора;
 высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
 уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
 анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Содержание тем учебного курса «Обучение сочинениям разных жанров»
11 класс
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Основные проблемы
общественной жизни. Своеобразие тем сочинения. 5.Своеобразие жанров: литературно-критическая
статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный
портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое,
лирическое). Заключительная часть сочинения.
7.Сочинение-рассуждение. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение.
8. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).
Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных
героев. План построения сочинения-сравнения.
9. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества
писателя.
10. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип
построения сочинения обзорного характера.
11. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного
произведения.
12. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
13. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Тематическое планирование учебного курса
11 класс
№ п\
Название раздела
Кол-во
п
часов
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
1
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к
4
сочинению.
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по
2
литературе.
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
2
5.
Своеобразие жанров сочинений.
3
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения.
2
7.
Сочинение-рассуждение.
5
8.
Сочинение-характеристика.
5
9.
Обобщающие сочинения-рассуждения. Принципы их построения.
5
10.
Анализ эпизода в школьном сочинении.
3
11.
Анализ стихотворения в школьном сочинении.
1
12.
Редактирование и рецензирование сочинений.
1
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование уроков
№

1
2-5

Наименование разделов,
тем
Сочинение как текст.
Основные признаки
текста.
Работа над текстом
художественного
произведения при
подготовке к сочинению.
РР Сочинение на

Колво
час.
1
4

Дата

Элементы содержания
Понятие о тексте, сочинении. Особенности
сочинения как текста. Общие требования к
составлению текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определенной стилистике.
Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.

литературную тему.
6-7
8-9

Теоретико-литературные
понятия и их роль в
сочинении.

2

Классификация
сочинений по
проблематике и тематике.
РР Сочинение по
предложенным темам
Своеобразие жанров
сочинений.
РР Сочинение в
выбранном жанре

2

Выбор темы сочинения.
Структура сочинения.
Структура сочинения.

1

1519

Сочинение-рассуждение.
РР Сочинениерассуждение.

5

2024

Сочинениехарактеристика.
РР Сочинениехарактеристика

5

2529

Обобщающие сочинениярассуждения. Принципы
их построения.
РР Сочинение обзорного
характера.
Анализ эпизода в
школьном сочинении.
РР Анализ эпизода
художественного
произведения.
Анализ стихотворения в
школьном сочинении.
Редактирование и
рецензирование
сочинений.

5

1012

13
14

3032

33
34

3

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
Основные проблемы общественной жизни.
Своеобразие тем сочинения.

Своеобразие жанров: литературно-критическая
статья, рецензия, эссе, очерк, дневник,
путешествие, сочинение-характеристика,
литературный портрет. Зависимость структуры
сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Структура сочинения. Вступительная часть
сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или
проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое). Заключительная
часть сочинения.
Сочинение-рассуждение. Развернутый план работы
над сочинением-рассуждением. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ,
персонаж, повествователь, лирический герой).
Сравнительная характеристика литературных
героев. Групповая характеристика литературных
героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких
произведений или периода творчества одного
писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений
по нескольким произведениям или периоду
творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по
нескольким произведениям разных писателей.
Принцип построения сочинения обзорного
характера.

3

Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа
над эпизодом при анализе художественного
произведения.

1

Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный
анализ. Интертекстуальный анализ.
Стилистика сочинения. Редактирования и
рецензирование, анализ сочинения.

1

Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста
изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение
пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с
эпохой, свободное владение монологической речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры,
поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для
обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются однадве неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста
изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки
героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими
знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении
привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в
содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного
класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание
элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и
непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить
монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
Сочинения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
 разнообразие словаря и грамматического строя речи;
 стилевое единство и выразительность речи;
 число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Отметк
а
«5»

1.
2.
3.
4.

Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
Содержание работы полностью соответствует Допускается:
теме.
1 орфографическая,
Фактические ошибки отсутствуют.
или 1 пунктуационная,
Содержание излагается последовательно.
или 1 грамматическая ошибка.
Работа отличается богатством словаря,

«4»

«3»

«2»

разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочетов.
1. Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.
1. В работе допущены существенные
отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки.

Допускаются:
4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок,
а также 4 грамматические ошибки.

Допускаются:
7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок,
5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок,
8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение
на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке
работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на
две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2
пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3»
ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5»
превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также
о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».