Приложение № 17 ООП СОО 10-11 Основы программирования на языке Python

Струина
Лариса
Никола
евна

Подписан: Струина
Лариса Николаевна
DN: C=RU, O="МКОУ ""
Слободо-Туринская СОШ
№1""", CN=Струина
Лариса Николаевна,
E=school1-sloboda@mail.r
u
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023-10-17 12:33:12
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ПРИЛОЖЕНИЕ № 17
к ООП СОО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо-Туринская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

ШМО учителей
математики, информатики

заместитель директора по УВР

директор

_____ Кайгородцева С.Н.
Протокол №1 от
29.08.2023г.

от 01.09.2023г.

_________ Струина Л.Н.
Приказ № 133 -Д
от 01.09.2023г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Программирование»
для обучающихся 10-11 классов

Составители:
Мезенин Евгений Сергеевич
учитель информатики

с. Туринская Слобода 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей
научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу
окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства
получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации,
стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической
деятельности человека, связанная с использованием информационных
технологий.
В современных условиях образовательная деятельность в области
информационно-коммуникационных
технологий
является
чрезвычайно
востребованной. Поэтому разработано достаточное число образовательных
программ в данном направлении. Информатика отличается от большинства
технических дисциплин своей практической направленностью и чрезвычайной
изменчивостью предмета изучения, связанной с динамичным развитием
аппаратных и программных средств. Эта изменчивость предмета влечет за собой
постоянное обновление образовательных программ.
В связи с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационнокоммуникационных технологий возрос интерес к программированию.
В
школьном
курсе
информатики
вопросы
программирования
рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это выделяется
недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие
учащимися основ современного программирования. Образовательная программа
направлена на устранение данного пробела. Это особенно актуально в новом
информационном обществе, где пользователей очень часто не устраивают
возможности программ и им хочется адаптировать приложения для своих
конкретных потребностей.
Знания, полученные при изучении образовательной программы «Основы
программирования на языке Python», учащиеся могут использовать для
самостоятельного написания программ. Кроме этого в процессе обучения у
учащихся формируются навыки программирования, представление о профессии
программиста, механизм работы и устройство операционной системы Windows.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы «Основы
программирования на языке Python», являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования
мастерства
в
области
объектно-ориентированного
программирования, а также помогут учащимся в дальнейшем обучении в вузах и в
профессиональной деятельности.
Изучение курса «Основы программирования на языке Python» вносит
значительный вклад вдостижениеглавныхцелей основногообщегообразования,
способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, втом числе овладению умениями работать с различными
видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную
и
коллективную
информационную
деятельность,
представлятьи оцениватьеерезультаты;

целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как
«объект», «система», «модель»,«алгоритм»и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к
информации;
развитию
познавательных,интеллектуальныхитворческихспособностейучащихся.
-

На изучение учебного курса «Основы программирования на языке Python»
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Целькурса:
- освоениепрограммирования–
современногоинструментапознавательнойитворческойдеятельности.
Задачикурса:
обучающие:
- освоениеосновныхалгоритмическихконструкций;
- обучениеосновамалгоритмизацииипрограммирования;
- освоениепервоначальныхнавыковпрограммированиянаязыкепрограмми
рованиявысокогоуровняPython;
- приобщениекпроектно-творческойдеятельности;
воспитательные:
- развитиеинтересакинформационнойикоммуникационнойсферечеловечес
койдеятельности,
- воспитаниепотребностисоблюдатьэтическиеиправовыенормыработысин
формацией;
- воспитаниебережногоотношенияктехническимустройствам;
развивающие:
- развитиетворческоговоображения,алгоритмическогомышленияучащихся
;
- развитиенавыковпланированияпроекта,уменияработатьвгруппе;
- развитиенавыковориентациивинформационныхпотокахокружающегоми
раипримененияточнойипонятной
инструкциидлярешенияучебныхзадачивповседневной жизни.
Восновукурсаположеныпринципы:
- соответствиевозрастнымособенностямобучающихся;
- преемственностьстехнологиямиучебнойдеятельности;
- опоранаценностивоспитательнойсистемышколы;
- свободныйвыборнаосновеличныхинтересовисклонностейребенка;
- практикоориентированность,обеспечивающаяотборсодержания,направленногонарешени
епростейшихпрактическихзадачпланированиядеятельности,поисканужнойинфо
рмации,набазеобщепринятыхсредствинформационнойдеятельности,реализующ
ихосновныепользовательскиевозможностиинформационныхтехнологий;
- принципдидактическойспирали;
- принципразвивающегообучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ
PYTHON»
Метапредметные результаты:
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(далееИКТкомпетенции);
- умениесоздавать,применятьипреобразовыватьзнакиисимволы,моделиисх
емыдлярешенияучебныхипознавательныхзадач;
- умение
организовыватьучебноесотрудничествоисовместнуюдеятельностьсучите
лемисверстниками;работатьиндивидуальноивгруппе;
- умениесамостоятельнопланироватьпутидостиженияцелей,осознанновыб
иратьнаиболееэффективныеспособырешенияпознавательныхзадач;
- умениеосуществлятьконтрольсвоейдеятельностивпроцесседостиженияре
зультата;
- умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственныев
озможностиеерешения.
Личностные результаты реализации программы:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности
обучающихся
к
саморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучениюипознанию;
- формированиекоммуникативнойкомпетентностивобщении
исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной и творческойдеятельности.
Воспитательные результаты реализации программы:
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), пониманиясоциальнойреальности и
повседневной жизни.
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения ксоциальнойреальности вцелом.
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для
достижения
данногоуровнярезультатовособоезначениеимеетвзаимодействиешкольникассоц
иальнымисубъектамизапределами школы, воткрытойобщественной среде.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы

Всего
1
12
7

Вводное занятие
Язык программирования Python
Основные алгоритмические
конструкции
Массивы
Символьные строки
Списки. Тип список. Индексы
Работа над проектом. Итоговое
занятие
ИТОГО:

Количество часов
Теория
Практика
1
0
6
6
3.5
3.5

5
4
2
3

0.5
2
0.5
1.5

4.5
2
1.5
1.5

34

15

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Название темы

Количество
часов
Теория Практика

1.

Языки
программирования
как класс
специализированного
программного
обеспечения.
Техника безопасности

1

2.

Синтаксис языков
программирования

1

3.

Запуск и настройка
Python

1

4.

Создание,
компиляция,
исполнение и отладка
программ

1

Планируемые
результаты
Техника
безопасности.
Языки
программирования.
Место языка
Python среди
языков
программирования
высокого уровня
Структура
программы на
языке Python.
Синтаксис
Уметь работать со
средой
программирования
IDLEPython:
запуск и настройка
Уметь работать с
готовой
программой:
создание,
компиляция,
исполнение и
отладка
программы

Дата
По
плану

По
факту

5.

Синтаксис и
семантика языка
Python. Типичные
ошибки. Сообщения
об ошибках

0,5

6.

Данные. Типы
данных. Константы

1

7.

Числовой тип данных

0,5

0,5

8.

Построение
арифметических
выражений

0,5

0,5

9.

Оператор
присваивания.
Выполнение
оператора
присваивания

0,5

0,5

10. Операторы ввода и
вывода данных

0,5

0,5

11. Встроенные функции.
Операции над
числами

0,5

0,5

0,5

Знание основных
элементов
программирования.
Знание структуры
программы.
Уметь работать с
готовой
программой
Понятие данные,
переменные,
константы,
числовые,
символьные,
логические данные
Знание числового
типа данных,
целые и
вещественные
числа.
Уметь описывать
в программе целые
и вещественные
числа
Правила записи
арифметических
выражений.
Уметь составлять
программы для
линейной
алгоритмической
конструкции
Оператор
присваивания.
Уметь составлять
программы для
линейной
алгоритмической
конструкции с
оператором
присваивания
Операторы ввода и
вывода данных.
Уметь вводить и
выводить данные с
клавиатуры
Знать основные
встроенные
функции (sqrt(),
abs(), divmod).
Уметь выполнять
операции над

числами
12. Создание и отладка
элементарной
программы

1

13. Данные логического
типа и логические
выражения

1

14. Организация
программ
разветвляющейся
структуры

1

15. Условный оператор.
Полная и неполная
формы оператора

0,5

0,5

16. Оператор выбора

1

17. Оператор цикла с
предусловием

0,5

0,5

18. Оператор цикла с
постусловием

0,5

0,5

19. Оператор цикла с
известным числом
повторений
(параметром)

1

Уметь создавать
простую
программу,
используя
встроенные
функции.
Логические
выражения и
входящих в них
операнды,
операции и
функции
Владение
понятием
ветвления. Блоксхема структуры
ветвления
Условный
оператор.
Уметь создавать
программу,
содержащую
конструкцию
ветвления
Оператор выбора
case. Описание и
блок-схема
Оператор цикла с
предусловием
while. Описание и
блок-схема.
Уметь создавать
программу,
содержащую
оператор цикла с
предусловием
Оператор цикла с
постусловием
repeat. Описание и
блок-схема.
Уметь создавать
программу,
содержащую
оператор цикла с
постусловием
Оператор цикла с
известным числом
повторений for.
Описание и блок-

20. Вложенность циклов

1

21. Одномерные массивы.
Описание массива.

1

22. Задачи на получение
нового массива

1

23. Поиск в массиве

1

24. Сортировка массива

1

25. Двумерный массив.
Обработка
двумерного массива

0,5

0,5

26. Строковый,
символьный тип

0,5

0,5

схема.
Уметь создавать
программу,
содержащую
оператор цикла с
параметром
Уметь создавать
программу,
содержащую
вложенные циклы
Понятие
одномерного
массива, описание.
Уметь создавать
программу,
содержащую
одномерные
массивы
Уметь создавать
программу,
содержащую
одномерные
массивы
Знать алгоритмы
поиска элементов в
массиве.
Уметь создавать
программу,
осуществляющую
поиск в массиве
Знать алгоритм
сортировки
элементов в
массиве.
Уметь создавать
программу,
осуществляющую
сортировку в
массиве
Понятие
двумерного
массива, описание.
Уметь создавать
простую
программу,
содержащую
двумерные
массивы
Строковый,
символьный тип

данных. Основные
операции

27. Стандартные
функции, процедуры
для работы с
символьными
величинами

0,5

0,5

28. Операции поиска и
замены в символьных
строках и массивах

0,5

0,5

29. Программирование
алгоритмов обработки
строк

0,5

0,5

30. Списки. Срезы
списков

0,5

0,5

данных. Основные
операции.
Уметь создавать
простую
программу,
содержащую
символьные
данные
Стандартные
функции,
процедуры для
работы с
символьными
величинами.
Уметь
использовать
функции и
процедуры для
работы с
символьными
величинами при
написании
программы
Уметь искать и
заменять символы
в символьных
строках
Уметь
разрабатывать
программу с
использованием
строковых
переменных
Тип список.
Индексы. Обход
списка. Проверка
вхождения в
список.
Добавление в
список.
Суммирование или
изменение списка.
Операторы для
списков. Срезы
списков. Удаление
списка.
Клонирование
списков.
Списочные
параметры.
Функция range

31. Списки: примеры
решения задач

32. Работа над
программным
проектом

1

0,5

33. Защита проектов
34. Перспективы развития
технологий
программирования.
Итоговое занятие

0,5

1
1

Уметь писать
программу с
использованием
списков
Уметь применять
полученные знания

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дляосвоениясодержаниякурсанеобходимоналичиеследующеготехническог
оипрограммногообеспечения:
персональныйкомпьютеручителя,персональныекомпьютерыучащихся(
ноутбуки);
операционнаясистема;
файловыйменеджер(всоставеоперационнойсистемы);
браузер(всоставеоперационнойсистемыилидр.);
антивируснаяпрограмма;
программа-переводчик;
системапрограммированияPython3.9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
1. Домашняя страница Pythonwww.python.org. Справочные материалы,
официальная документация.
2. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в
программирование на Python», http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info.
3. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет.
Курс
«Язык
программирования Python»
http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info.
4. Сайт проекта ОрепВооКProjectopenbookproject.net содержит серию практических
примеров на Python Криса Мейерса.
5. Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли — книга со справочной
информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.
6. Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто
использующимся функциям и модулям.
Для ученика:

Майк МакГрат «Программирование на Python для начинающих» Эксмо, 2015.
Федоров Д. Ю. Основы программирования на примере языка Python. //Учебное
пособие. – Санкт-Петербург: 2016.

СэндУ., СендК. «Hello World! Занимательное программирование на языке Python»
- М.: – 2016.

http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm




http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=156


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».