ПРИЛОЖЕНИЕ № 21
к ООП СОО МКОУ
«Слободо-Туринская СОШ № 1»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слободо -Туринская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО:
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДЕНО:
ШМО учителей русского языка
и литературы, истории,
общесмтвознания
заместителем директора по УВР
Директор
_____ С.Н. Кайгородцевой
от 30.08. 2024г.
____
Протокол №1
от 29.08. 2024г.
Л.Н. Струиной
Приказ №124-д
от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективный курс
«Обучение сочинениям разных жанров»
для обучающихся 10-11 классов
составители:
Куприянова Наталья Ивановна
учитель русского языка и литературы
с.Туринская Слобода, 2024 г.
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования.
Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений
анализировать предложенный текст, высказывать собственное мнение, создавать монологическое
высказывание, писать сочинения разных жанров. Также курс сопутствует эффективной
подготовке учащихся к ЕГЭ.
Цели и задачи курса:
помочь учащимся обобщить знания по литературе;
завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами
как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;
помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному
сочинениям.
Требования к результатам обучения
Исходя из целей и задач преподавания курса «Обучение сочинениям разных жанров»,
программа предусматривает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:
понимание основных проблем общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей, своеобразия
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни;
понимание конкретно-исторического и общечеловеческого значения художественных
произведений;
хорошее
знание текстов программных произведений, их литературоведческих и
литературно-критических оценок;
восприятие целостности литературного произведения, умение выделять и характеризовать
основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных
произведений знание темы, идейного богатства, проблематики, авторских идеалов и пафоса,
системы образов и средств их создания, композиции и сюжета, внесюжетных элементов,
конфликта, роли заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемов психологического
изображения, особенностей художественной речи (эпитета, сравнения, олицетворения, метафоры,
гиперболы, аллегории, символа, гротеска, антитезы), особенностей жанра;
умение оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и
их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и
течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные
размеры;
самостоятельная работа с текстом и создание своего собственного грамотного текста в
условиях ограниченного времени, выражение своей мысли современным литературным языком,
избежание при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивание своего
текста по определенной модели, продумывание плана и композиции, отбор фактического
материала в соответствии с темой.
Содержание учебного курса
10 класс (34ч.)
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
5.Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник,
путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры
сочинения от его типа.
6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
11
класс (34 ч.)
1.Сочинение-рассуждение. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением.
Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
2. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).
Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
3.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного
писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду
творчества писателя.
4. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей.
Принцип построения сочинения обзорного характера.
5. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного
произведения.
6. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
7. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
Количество часов
Сочинение как текст.
2
2
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к
сочинению.
4
3
Теоретико-литературные понятия и
их роль в подготовке к экзаменам по
литературе.
6
4
Классификация сочинений по
проблематике, тематике и жанрам.
2
5
Своеобразие жанров сочинений.
8
6
Выбор темы сочинения. Структура
сочинения.
12
Итого:
34
11 класс
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
Количество часов
Сочинение-рассуждение.
5
2
Сочинение-характеристика героя
5
3
Сочинение-характеристика
нескольких произведений или
периода творчества одного писателя.
5
4
Обобщающие сочинениярассуждения
5
5
Анализ эпизода.
5
6
Сочинение-анализ стихотворения
5
7
Стилистика сочинения.
4
Итого:
34
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное
определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно
с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то
есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинения
Сочинение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки учащихся.
К объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического
сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая
оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 –
2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На
оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых
ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка
диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к
правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать
нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно»,
недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами,
недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и
выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или
искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю
изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью
умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом
по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не
владеет логикой изложения.
Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности
действий, причинно-следственных связей.
в сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных,
мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению).
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
* употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал
себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на
стол;
* неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
* нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не
свистели над ушами;
* употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней
случайно;
* пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный
белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
* стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная
черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
* неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У
Кити было два парня: Левин и Вронский;
* неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
* смешение лексики разных исторических эпох;
* употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
* бедность и однообразие синтаксических конструкций;
* нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев
выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
* стилистически неоправданное повторение слов;
* неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста,
* приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она
клюнула;
* неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и
их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
* Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении
слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм
и
т.п.).
Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
* Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением
частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни
англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
* Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам,
нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его
по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и
никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще
грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая
лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись
руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например:
Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны
деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с
коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:
терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может
быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима,
но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить
грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам,
промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование,
что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка
орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ
учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4)
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были
предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не
допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при
одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи,
подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В
работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при
закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или
близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За полугодие и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического
материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной
грамотности. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того,
чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного
года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей
успеваемости. При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается
отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными,
речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на
протяжении года большинство
сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую
грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе
№
Тема урока
урока
1
Сочинение как текст.
Основные признаки
текста.
Кол-во Элементы содержания
часов
1
Дать понятие о сочинении, тексте.
Особенности сочинения как текста.
Выделить основные признаки теста.
2
Общие требования к
составлению текста.
1
3
Работа над текстом
художественного
произведения при подготовке к сочинению.
1
4
Отбор текстового
материала при подготовке к сочинению.
1
Отбор материала из текста
художественного произведения.
5-6
Систематизация
фактического
материала при подготовке к сочинению.
2
Отбор материала из текста
художественного произведения,
систематизация фактического
материала.
7
Основные
литературоведческие
понятия.
1
8
Роды художественной
литературы
1
Основные литературоведческие
понятия в формулировках тем
сочинений и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе.
Актуальные литературоведческие,
обществоведческие термины.
Роды художественной литературы
(эпос, лирика, драма)
Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной
стилистике.
Отбор материала, систематизация
фактического материала,
планирование будущего текста.
Дата/
план
Дата/
факт
9
Основные жанры
художественной
литературы.
1
Основные жанры художественной
литературы (роман, повесть, рассказ,
поэма и др.).
10
Литературные
направления и течения.
1
11-12
Стихотворные размеры. 2
Изобразительновыразительные
средства языка.
13
Классификация
сочинений по
проблематике.
1
Литературные направления и течения
(классицизм, романтизм, реализм,
символизм, акмеизм, футуризм и др.).
Стихотворные размеры (двусложные
и трехсложные размеры стиха, белый
стих). Особенностей художественной
речи (эпитета, сравнения,
олицетворения, метафоры,
гиперболы, аллегории, символа,
гротеска, антитезы).
Проблема исторической памяти
(ответственность за горькие и
страшные последствия прошлого,
проблема отношения к прошлому,
утраты памяти, корней и др.
14
Классификация
сочинений по
тематике и жанрам.
1
Своеобразие жанров: литературнокритическая статья, рецензия, эссе,
очерк, дневник, путешествие,
сочинение-характеристика,
литературный портрет.
15
Литературнокритическая статья.
1
16
Своеобразие жанров
сочинений. Рецензия.
1
17
Своеобразие жанров
сочинений. Эссе.
1
Своеобразие жанров сочинений.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник,
путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от
его типа.
18
Своеобразие жанров
сочинений. Очерк.
1
19
Своеобразие жанров
сочинений. Дневник.
1
20
Своеобразие жанров
сочинений.
Путешествие.
1
21
Своеобразие жанров
сочинений.
Сочинение-характеристика.
1
22
Своеобразие жанров
1
сочинений.
Литературный портрет.
23
Выбор темы сочинения. 1
24
Выбор эпиграфа.
1
25-26
Цитирование. Использование цитат в
сочинении.
2
27
Структура сочинения.
Вступительная часть
сочинения.
1
28
Историческое,
историко-литературное
вступление.
1
29
Аналитическое или
проблемное
вступление.
1
30
Биографическое
вступление.
1
31
Сравнительное
вступление.
1
32
Публицистическое
вступление.
1
33
Лирическое
вступление.
1
34
Заключительная часть
сочинения.
1
Выбор темы сочинения. Выбор
эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Структура сочинения. Вступительная
часть сочинения. Виды вступлений
(историческое, историколитературное, аналитическое или
проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое,
лирическое). Заключительная часть
сочинения.
Календарно-тематическое планирование уроков в 11 классе
№
урока
1
2
3
4
5
6
7-8
9
Кол-во
Элементы содержания
Дата/
Тема урока
часов
план
Сочинение-рассуждение (11 ч)
Сочинение1
Принципы построения сочинениярассуждение.
рассуждения. Знакомство со
Построение и
структурой сочинения-рассуждения.
структура.
Тезис, аргументы, вывод.
Определение основного
1
Работа над сочинением-растезиса сочинения.
суждением.Тезис.
Определение объема и
1
Развернутый план работы над сосодержания темы
чинением-рассуждени- ем. Объем и
сочинения.
содержание темы.
Составление плана
1
Развернутый план работы над сосочинения.
чинением-рассуждени- ем.
Составление плана.
Подбор аргументов и
1
Развернутый план работы над софактического
чинением-рассуждени- ем.
материала.
Аргументы и фактиче-ский материал.
Рассуждение1
Развернутый план работы над содоказательство.
чинением-рассуждени- ем.
Рассуждение-опроверДоказательство.Опровер- жение.
жжение.
Обучающее сочинение2
Работа над частью 2-ой ЕГЭ.
рассуждение.
Анализ сочинения–
1
Выявление типичных ошибок.
рассуждения.
Критерии оценки части 2-ой ЕГЭ.
10-11
Редактирова-ние
сочине-ний– рассуж дений.
12
Сочинениехарактеристи-ка
героя.
13
Характеристика
литератур-ного
героя.
1
14
Сравнитель-ная
характе-ристика
лите-ратурных
ге-роев.
Групповая характеристика
литературных
героев.
1
15
2
Анализ ошибок, правка готовых
сочинений.
Сочинение-характеристика (5 ч)
Знакомство с особенностями
сочинения – характеристики.
1
1
Герой, образ, персонаж,
повествователь, лирический герой.
План характеристики литературного
героя.
Сравнительная характерис-тика
литературных героев.
План построения сочинениясравнения.
Сравнительная характерис-тика
групп литературных героев.
План построения сочинениясравнения.
Дата/
факт
16
Сочинениехарактеристи-ка
нескольких
произведений
или периода
творчества
одного писателя.
17-18
Обобщающие
сочинения, их
особенности.
19-20
Сочинение
обзорного
характера.
Анализ
сочинения.
21-22
23
Анализ эпизода.
24
Работа над
эпизодом при
анализе художественного
произведения.
Сочинение анализ эпизода.
25-26
27
28-29
30-31
32
1
Принципы, лежащие в основе
сочинений по нескольким
произведениям или периоду
творчества писателя.
Обобщающие сочинения. Принципы их построения (6 ч)
2
Принцип построения сочине- ния
обзорного характера.
Подбор цитат и аргументов для
доказательства утверждений, подбор
произведений к теме сочинения.
2
Плана сочинения, тезисы,
цитаты.
2
Анализ ошибок, правка готовых
сочинений.
Анализ эпизода в школьном сочинении (4)
1
Роль эпизода в понимании смысла
произведений. План анализа эпизода.
1
2
Анализ темы. План анализа эпизода.
Работа над эпизодом по схеме.
Анализ стихотворения в школьном сочинении (4 ч)
Особенности
1
Имманентный анализ.
анализа сти Интертекстуальный анализ
хотворения.
План анализа стихотворения.
Анализ поэти2
Восприятие, истолкование,оценка
ческого текста.
поэтического текста, нахождение
художественных средств,
определение их роли.
Сочинение2
Восприятие, истолкование,оценка
анализ стихопоэтического текста, нахождение
творения.
художественных средств,
определение их роли.
Редактирование и рецензирование сочинений. Защита сочинений разных жанров (3 ч)
Редактирование
1
Стилистика сочинения.
и рецен Правила редактирования.
зирование
План рецензирования.
сочинений.
33-34
Защита
сочинений
разных жанров.
2
Зачет.