ДООП Медиацентр

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Потапова Людмила Валентиновна,
советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными
объединениями

f

с. Туринская Слобода, 2025 г.

к

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Наименование
программы
II. Направленность
III. Сведения о педагоге
авторе - составители
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школьный медиацентр»
социально -гуманитарная

Потапова Людмила Валентиновна
1975
высшее
советник директора по воспитанию и взаимодействию с
детскими общественными объединениями
нет

5.Квалификационная
категория
6.
Электронный
адрес,
mila.potapova-ljudmila2015@yandex.ru
контактный телефон
89022577604
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ
от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молод`жи» (далее
– СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых"
2

(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Слободо-Туринская средняя
общеобразовательая школа №1»
2. Объем и срок освоения 1 год, 144 часа
программы
3. Форма обучения
очная
4. Возраст обучающихся
12 - 15 лет
5. Тип программы
модифицированная
6. Уровневость
базовый уровень
V. Характеристика
программы
1.По
месту
в программа разновозрастного детского объединения
образовательной модели
2.Цель программы
развитие творческих и познавательных
способностей,
формирование
социальной активности
подростков
путём освоения информационно-медийных технологий и
средств коммуникации.
3.Учебные разделы (в
Введение в журналистику
соответствии с учебным
Организация работы информационно-медийного центра
планом)
(ИМЦ)
Текст, как средство информационно - медийной работы
Радиожурналистика или работа со звуком
Риторика и коммуникация
Издательская деятельность
4.Ведущие формы и методы
образовательной
деятельности
5.Формы контроля

Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: консультация, занятие-беседа, презентация,
практическая работа, практикум, мастер-класс, мозговой
штурм и др.
творческие проекты и задания, презентация медиа-продуктов
3

РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план с содержанием разделов
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
2.4.Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

4

стр. 5
стр. 7
стр.8
стр. 9
стр. 16

стр. 18
стр. 20
стр. 22

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
медиацентр» (далее – программа) социально – гуманитарной направленности, т.к.
способствует повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с
различными социальными институтами, формированию знаний об основных сферах
современной социальной жизни, развитию творческих способностей и качеств,
необходимых для медиа-деятельности, и обеспечивающих социально одобряемый рост
личности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми д
окументами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный з
акон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной расп
оряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации н
а период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ гос
ударственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-н
равственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологическ
ие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моло
дежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «О
б утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обесп
ечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального стан
дарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Мин
юсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Поряд
ка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общео
бразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой мо
дели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вме
сте с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных общеразвив
ающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.0
3.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Сверд
ловской области на период до 2035 года».
5

- Устав МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у современных по
дростков навыков эффективной коммуникации, грамотного представления своей деятельности
и продвижения идей в условиях быстро развивающихся цифровых технологий и социальных се
тей.
Сегодня способность качественно представлять себя и свои достижения становится важным
элементом успешной социализации и профессионального развития молодежи. Развитие ключев
ых компетенций подростков в области мультимедийного производства, дизайна и презентацион
ных техник, необходимых для успешного участия в общественной жизни и профессиональной с
амореализации. Освоение инструментов школьного медиацентра позволит подросткам научитьс
я грамотно формировать собственный образ и имидж своего сообщества, продвигать позитивны
е идеи и проекты, создавать привлекательные контент-продукты и презентации.
Программа способствует формированию гражданской активности, повышению уровня инфо
рмационной культуры и развитию творческих способностей участников. Овладение современн
ыми технологиями создания и распространения информации является важной составляющей по
дготовки подрастающего поколения к активной жизненной позиции и участию в социально зна
чимых инициативах.
Кроме того, в основе содержания и структуры данной программы лежит концепция личн
остно ориентированного учебного процесса Программа «Школьный медиацентр» позволяет
развить у учащихся творческие способности средством освоения информационных и меди
а-технологий, раскрывает лидерские качества обучающихся, активизирует интеллектуальну
ю и творческую деятельность, включает их в систему средств массовой коммуникации общ
ества и помогает обучающимся сделать профессиональный выбор.
Адресат программы. Программа «Школьный медиацентр» предназначена для подрос
тков от 12 до - 15 лет, проявляющие интерес к журналистике и публицистике.
Для возраста 12 – 13 лет резко возрастает значение коллектива, его общественное мне
ние, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится заво
евать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Поэтому данно
й программой отводится большое количество занятий, где обучающиеся работают в команд
е, выполняют коллективные творческие работы, каждый может проявить себя.
Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает инт
ерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы м
ышления. Программой предусмотрен самостоятельные творческие проекты, которые оцени
ваются не только сверстниками, но и самим подростком.
В 14 – 15 лет проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосоз
нание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельн
ость – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профес
сиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои с
пособности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво.
С одной стороны, хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки
мечтают о самостоятельности и получают такую возможность на занятиях школьного меди
ацентра.
К освоению программы допускаются все желающие без исключения. Формирование г
руппы с количеством обучающихся 12- 17 человек. Группа формируются разновозрастная.
Зачисление производится с обязательным условием – написание заявления родите
лями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку персона
6

льных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа по ох
ране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Программа базового уровня, который предусматривает ос
воение основ мультимедийного производства, знакомство с принципами создания качественног
о контента, изучение основных инструментов редактирования изображений, видео и звука, а так
же формирование базовых навыков работы в команде и организации проектной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модель реали
зации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения сод
ержания в течение одного года обучения.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 ч
аса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академическ
ого часа - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин.
Перечень форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные.
Перечень видов занятий: консультация, занятие-беседа, презентация, практическая р
абота, практикум, мастер-класс, мозговой штурм и др.
Перечень форм подведения итогов: творческие проекты и задания, презентация мед
иа-продуктов.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих и познавательных способностей, формирование
социальной
активности подростков путем освоения информационно - медийных
технологий и средств коммуникации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основами медиажурналистики;
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах:
текст, фото, видео, аудио;
- выработать навыки ориентирования в современном информационном и культурнообразовательном пространстве;
- привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;
- отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со сферой массмедиа;
- научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире;
- профориентация в сфере массовых коммуникаций.
Развивающие:
- содействовать развитию логического мышления и памяти;
- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
- содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;
- развивать умение работать в режиме творчества;
- развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы.
Воспитывающие:
- пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в мире, области, районе,
учреждении;
- содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
- способствовать формированию ответственного отношения к происходящему вокруг;
- способствовать становлению активной жизненной позиции;
7

- способствовать формированию лидерских качеств и чувства ответственности как
необходимых качеств для успешной работы в команде (редакции);
- способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- создают тексты различных жанров (новости, репортажи, интервью, статьи, обзоры);
- снимают фото- и видеоматериалы (планируют съемку, выбирают оборудование, настраивают
параметры съемки);
- самостоятельно монтируют видеоролики и обрабатывают фотографии (используют
соответствующие программы и инструменты);
- продвигают медиаконтент в различных медиаканалах (выбирают платформы, создавают контент
для разных аудиторий, анализируют эффективность продвижения);
- умеют работать с профессиональным медиаоборудованием (камеры, микрофоны, осветительные
приборы);
- используют специализированное программное обеспечение (видео-редакторы, графические
редакторы, программы для верстки);
- умеют находить, анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
- соблюдают нормы авторского права и этики в медиа.
Метапредметные результаты:
- умеют представлять результаты своей работы перед аудиторией (подготовка презентаций,
выступление с докладами, участие в дискуссиях);
- умеют слушать и понимать точку зрения других людей;
- умеют вести переговоры и находить компромиссы;
- грамотно используют язык и выразительные средства для создания медиа-контента;
- умеют представлять информацию в различных формах (текст, фото, видео, графика);
- креативно мыслят, умеют генерировать новые идеи.
Личностные результаты:
- проявляют гражданскую позицию и ответственность за свои действия;
- обладают творческим потенциалом и самовыражением;
- уверенны в себе и своих возможностях;
- позитивно относятся к учебе и познавательной деятельности;
- коммуникабельны, умеют работать в команде;
- проявляют этические нормы поведения в медиапространстве;
- критически мыслят, умеют противостоять манипуляциям в медиа.

8

1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план
№
1

2.
2.1
2.2

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
понятием «медиа -журналистика»
Введение в журналистику
История журналистики.
СМИ в современном мире. Профессии,
связанные с медиа.
Из истории детской прессы.
Знакомство с детскими и
подростковыми СМИ.
Правила и этика журналиста.

Форма
контроля

18
2
2

8
1
1

10
1
1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Творческое задание

24

7

17

-

2

1

1

4

1

3

3.3 Структура деятельность, этика
отношений в командной работе ИМЦ.
3.4 Методы сбора и распространения
информации.
3.5 Авторское право в журналистике и в
общественной жизни.
3.6 Факты как источники информации.
Правила фактчекинга или проверка
фактов.

4

1

3

6

1

5

2

1

1

4

1

3

3.7

2

1

1

36

11

25

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2.3

2.4
2.5.

Событие и репортаж

3.

Организация работы
информационно-медийного центра
(ИМЦ)
3.1 Информационно-медийные технологии в
окружающей жизни.
3.2 Роль ИМЦ в информационном
отражении жизни и деятельности
школы.

Техническое оснащение
информационно-медийной работы.
4. Текст, как средство информационно медийной работы
Текст – основа контента в
4.1 информационно – медийном
сообщении.
4.2 Культура устной и письменной речи в
информационно-медийной работе.
4.3 Правила сбора и подачи
информационного материала.
9

-

Творческое задание

-

Творческое задание

4.4 Структура текста в осмыслении и подаче
информации.
4.5 Мастерская жанров

4

1

3

2

1

1

4.6

Виды и структура интервью

4

1

3

4.7 Заметка как способ отражения
информации
4.8 Репортаж. Виды репортажа.
Особенности репортажного жанра.

4

1

3

4

1

3

4.9 Событие жизни в репортаже, пресс - и
пост – релизе. Анонс события

4

2

2

4.10 Статья как способ проанализировать
новостную информацию
5. Радиожурналистика или работа
со звуком
5.1 Аудиоинформация.
5.2 Виды радиопередач Выразительные
средства радиопередачи. Речь. Музыка.
5.3 Технические особенности создания
радиопередачи.

4

1

3

12

3

9

2
4

1
1

1
3

4

1

3

5.4.

6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8

2
Обработка текстовой информации для
радио. Микрофон. Монтаж
Риторика и коммуникация
32
Культура устной и письменной речи в 2
информационно-медийной работе
Сценическая речь и скороговорки в 2
работе журналиста
Текст – основа в информационно – 4
медийном сообщении.
Диалог и монолог, что важнее?
2
Ораторское искусство, выдающиеся 2
личности прошлого
Приемы ораторского искусства
4
Мастерская жанров
4
Интервью у героя
4

6.9 Фразеологизмы и народная мудрость в 4
тексте
6.10 Цитаты, как ссылка на авторитетный 4
источник
7 Издательская деятельность
18
7.1 Структура издания.
4
Целевая аудитория издания. Типы и
виды школьных газет..
7.2 Работа с текстом. Основные принципы
2
редактуры
10

Творческий
проект

-

Творческая
работа

2

8
1

24
1
2

1

3

1
2

1

1

3
4
4

1

3

1

3

3
1

15
3
2

Творческий проект

7.3

Реклама и её роль в современной
системе СМИ». Специфика
рекламного текста.
7.4. Графический дизайн. Фото и
иллюстрации в издании
7.5 Путь издания: от идеи до выпуска

4

1

3

4

Итого

Творческая работа

4

6

1

144

41

5

Презентация
медиа продукта

103

Содержание учебно – тематического плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятием «медиа-жур
налистика»
Теория: цели и задачи курса, правила поведения и техника безопасности при работе с техникой.
Понятие «медиа», виды СМИ, роль журналиста в обществе.
Практика: знакомство учащихся, интерактив «Я и медиа», обсуждение, где встречаются СМИ в
повседневной жизни.
2. Введение в журналистику
2.1. История журналистики
Теория: возникновение журналистики, развитие печатных, радио-, теле- и интернет-СМИ.
Практика: создание хронологической ленты «История СМИ» в мини-группах.
2.2. СМИ в современном мире. Профессии, связанные с медиа
Теория: структура современного медиапространства, профессии в сфере СМИ и их особенности.
Практика: ролевая игра «Редакция в действии», моделирование работы медиакоманды.
2.3. Из истории детской прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ
Теория: история детских и молодежных изданий, специфика их материалов.
Практика: анализ выпусков детских газет и журналов, создание макета школьной газеты.
2.4. Правила и этика журналиста
Теория: этические нормы журналиста, ответственность за слово, понятие достоверности,
авторского права, фейковых новостей.
Практика: анализ ситуаций нарушения этики, составление «Кодекса юного журналиста».
2.5. Событие и репортаж
Теория: понятие события, структура и особенности репортажа.
Практика: написание репортажа о школьном или городском событии.
Форма контроля: Творческое задание
3. Организация работы информационно-медийного центра (ИМЦ)
3.1. Информационно-медийные технологии в окружающей жизни
Теория: понятие и значение современных медийных технологий.
Практика: примеры использования медиа в повседневной жизни.

11

3.2. Роль ИМЦ в информационном отражении жизни и деятельности школы
Теория: назначение школьного ИМЦ, основные направления его работы.
Практика: разработка медиаплана для школьного центра.
3.3. Структура деятельности, этика отношений в командной работе ИМЦ
Теория: структура ИМЦ, роли участников, основы взаимодействия в коллективе.
Практика: тренинг по командной работе, распределение обязанностей.
3.4. Методы сбора и распространения информации
Теория: основные методы получения информации (опрос, наблюдение, интервью).
Практика: сбор фактического материала, подготовка короткой заметки.
Форма контроля: Творческое задание
3.5. Авторское право в журналистике и общественной жизни
Теория: основы авторского права, защита интеллектуальной собственности.
Практика: анализ примеров нарушения авторских прав, разработка памятки.
3.6. Факты как источники информации. Правила фактчекинга
Теория: виды источников информации, способы проверки фактов.
Практика: задания по проверке достоверности новостей.
3.7. Техническое оснащение информационно-медийной работы
Теория: технические средства (фото-, видео-, аудиооборудование) для создания контента.
Практика: знакомство с оборудованием ИМЦ, отработка базовых навыков работы с техникой.
4. Текст как средство информационно-медийной работы
4.1. Текст – основа контента в информационно-медийном сообщении
Теория: значение текста в медиа, требования к информационным материалам.
Практика: написание короткого сообщения по событию.
Форма контроля: Творческое задание
4.2. Культура устной и письменной речи
Теория: нормы языка и речи, речевые ошибки, стилистика журналистского текста.
Практика: редактирование текстов, упражнения по устранению речевых ошибок.
4.3. Правила сбора и подачи информационного материала
Теория: принципы отбора информации, определение актуальности.
Практика: подготовка короткой информационной заметки.
4.4. Структура текста в осмыслении и подаче информации
Теория: композиция журналистского материала.
Практика: редактирование текста с нарушенной структурой.
4.5. Мастерская жанров
Теория: особенности жанров СМИ.
Практика: определение жанра по примерам публикаций.
12

4.6. Виды и структура интервью
Теория: типы интервью, этапы подготовки и проведения.
Практика: подготовка и проведение учебного интервью.
4.7. Заметка как способ отражения информации
Теория: особенности заметки, требования к краткости и фактичности.
Практика: написание заметки о событии школы.
4.8. Репортаж. Виды и особенности репортажного жанра
Теория: типология репортажей, отличия от заметки и статьи.
Практика: подготовка репортажа о событии.
Форма контроля: Творческий проект
4.9. Событие жизни в репортаже, пресс- и пост-релизе. Анонс события
Теория: различия между пресс-релизом и пост-релизом, их структура.
Практика: составление пресс-релиза и анонса школьного мероприятия.
4.10. Статья как способ анализа новостной информации
Теория: аналитический жанр, структура статьи.
Практика: написание короткой аналитической статьи.
5. Радиожурналистика (работа со звуком)
5.1. Аудиоинформация
Теория: понятие звуковой информации, особенности восприятия на слух.
Практика: анализ радиопередач, запись звуковых фрагментов.
5.2. Виды радиопередач. Выразительные средства: речь, музыка, звук
Теория: жанры радиопередач, роль звука и интонации.
Практика: подготовка короткой радиопередачи.
Форма контроля: Творческая работа
5.3. Технические особенности создания радиопередачи
Теория: этапы записи, правила работы с оборудованием.
Практика: запись и монтаж аудиоматериала.
5.4. Обработка текстовой информации для радио. Микрофон. Монтаж
Теория: адаптация текста под радио, дикция и интонация.
Практика: работа у микрофона, монтаж звуковых дорожек.
6. Риторика и коммуникация
6.1. Культура устной и письменной речи
Теория: понятие речевой культуры, интонация и выразительность речи.
Практика: упражнения на дикцию и выразительное чтение.

13

6.2. Сценическая речь и скороговорки
Теория: роль артикуляции и дыхания в речи.
Практика: тренинг скороговорок, дыхательные упражнения.
6.3. Текст – основа информационно-медийного сообщения
Теория: текст как средство коммуникации, структура устного выступления.
Практика: подготовка короткого выступления.
6.4. Диалог и монолог
Теория: особенности монологической и диалогической речи.
Практика: тренинг «Интервью» и «Публичное выступление».
6.5. Ораторское искусство, выдающиеся личности прошлого
Теория: история ораторского искусства, анализ речей известных ораторов.
Практика: обсуждение и анализ примеров.
6.6. Приемы ораторского искусства
Теория: логика речи, пауза, жест, темп.
Практика: подготовка публичного выступления.
6.7. Мастерская жанров
Теория: жанры публичных выступлений.
Практика: создание собственных выступлений в разных жанрах.
6.8. Интервью у героя
Теория: подготовка к интервью, выбор вопросов.
Практика: проведение интервью с приглашённым гостем.
Форма контроля: Творческий проект
6.9. Фразеологизмы и народная мудрость в тексте
Теория: роль фразеологизмов в речи, их выразительная сила.
Практика: подбор пословиц и поговорок для речевого оформления текста.
6.10. Цитаты как ссылка на авторитетный источник
Теория: использование цитат в журналистском материале.
Практика: подбор цитат для оформления текстов.
7. Издательская деятельность
7.1. Структура издания. Целевая аудитория. Типы и виды школьных газет
Теория: структура издания, понятие целевой аудитории.
Практика: анализ примеров школьных газет, разработка концепции собственного издания.
7.2. Работа с текстом. Основы редактуры
Теория: задачи редактора, этапы редактуры.
Практика: редактирование готовых текстов.

14

7.3. Реклама и её роль в СМИ. Специфика рекламного текста
Теория: назначение рекламы, структура рекламного сообщения.
Практика: создание рекламного объявления.
Форма контроля: Творческая работа
7.4. Графический дизайн. Фото и иллюстрации в издании
Теория: значение визуальных материалов, основы композиции.
Практика: подбор иллюстраций, создание макета страницы.
7.5. Путь издания: от идеи до выпуска
Теория: этапы подготовки и выпуска номера.
Практика: создание и презентация итогового медиа-продукта.
Форма контроля: Презентация медиа-продук

15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Общее количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
72
4
144
17
19
01.09
30.12 – 8.01
4.11, 23.02, 9.03, 1.05,
4.05, 11.05.
31.05

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы для хранения учебной литературы и специального
оборудования.
Оборудование: столы для обучающихся – 6 шт.; стол для педагога – 2 шт.; экран
для проектора – 1 шт.; шкаф для хранения оборудования – 1 шт.; стенд для организации
фотовыставки – 3 шт.; тумбочка для педагога – 1 шт.; ноутбук – 1 шт.; персональный
компьютер – 1 шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.
Методические условия реализации программы определяются спецификой целевых
аудиторий и особенностями предмета подготовки. Программа охватывает широкий диапазон
навыков и компетенций, требуя разнообразия методик и форм учебной деятельности.
Методы обучения.
Словесные методы используются для передачи теоретических знаний, формирования
представлений о журналистике и медиа. Примеры применения:
 рассказ и объяснение новых понятий («Что такое медиа», «Этика журналиста»);
 лекция-беседа о профессиях в сфере СМИ;
 обсуждение
проблемных вопросов («Можно ли быть объективным
журналистом?»);
 интервью и диалог при анализе примеров из практики.
Словесные методы позволяют развивать устную речь, навыки аргументации и
критического мышления.
Наглядные методы позволяют сделать учебный процесс более доступным и
увлекательным, развивают визуальное восприятие информации. Примеры применения:
16

демонстрация образцов печатных и электронных изданий, школьных газет, сайтов,
видеосюжетов;
 просмотр и анализ фото- и видеоматериалов;
 использование презентаций и инфографики;
 визуализация структуры новостного текста, репортажа, интервью;
 показ схем и планов (например, «Этапы подготовки статьи»).
Наглядные методы способствуют усвоению структуры журналистских материалов и
принципов визуальной подачи информации.
Практические методы направлены на формирование умений и навыков
самостоятельной работы с информацией, текстом и техникой. Примеры применения:
 написание заметок, статей, репортажей и интервью;
 разработка и выпуск школьной газеты или интернет-страницы;
 работа с фото-, видео- и аудиотехникой;
 проведение интервью, запись радиопередач, монтаж видео;
 участие в школьных и внешкольных медиа-проектах;
 выполнение творческих заданий и проектов в команде.
Практические методы способствуют развитию медиаграмотности, творческой
инициативы и ответственности за результат.
Формы организации деятельности Консультация используется для индивидуальной
или групповой помощи учащимся при выполнении творческих заданий, подготовке
материалов, подборе источников, редактировании текстов.
Занятие-беседа Форма диалога между педагогом и учащимися, направленная на
обсуждение теоретических вопросов, обмен мнениями и формирование собственной
позиции.
Презентация - представление учащимися результатов своей работы (статей,
репортажей, проектов, выпусков школьных СМИ). Позволяет развивать публичную речь и
уверенность в себе.
Практическая работа. Реализация конкретного задания с использованием
теоретических знаний: написание заметки, создание фотоотчета, подготовка
радиопередачи и т.д.
Практикум. Закрепление умений и навыков в реальных или приближенных к ним
условиях: работа в школьном медиацентре, участие в выпуске новостного номера, запись
интервью.
Мастер-класс - форма демонстрации профессиональных приемов и технологий. Может
проводиться педагогом, приглашенным специалистом или самими учащимися. Например:
«Как брать интервью», «Основы видеомонтажа», «Работа с микрофоном». Мозговой
штурм
Используется для выработки идей, поиска тем и форматов для публикаций или медиапроектов. Позволяет развивать творческое мышление, инициативу и командное
взаимодействие.
Другие формы:
 творческая лаборатория (создание проектов и их защита);
 проектная деятельность (индивидуальные и групповые медиа-проекты);


17

тренинг (по коммуникации, речевой культуре, командной работе);
 пресс-конференция (инсценировка профессиональных ситуаций журналиста);
 деловая игра («Редакция в действии», «Создание новостного выпуска»).
Комбинация словесных, наглядных и практических методов, а также
разнообразных форм организации занятий обеспечивает комплексное развитие личности
учащегося — как будущего создателя медиа-контента, так и осознанного потребителя
информации.


2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
Для оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики
обучающегося предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий - проводится в течении учебного года, для выявления уровня овладения
обучающимся знаниями, умениями и навыками по отдельным темам: педагогическое
наблюдение;
- промежуточный контроль – организуется после изучения основных разделов программы
и проводится в форме творческих работ и проектов;
- итоговый контроль – по окончанию изучения программы в форме презентации медиа
продукта, которая охватывает все разделы программы и даёт возможность отследить не
только командные результаты, но и индивидуальные.
Кроме того, учитываются достижения обучающихся при их участии в различных
конкурсных, соревновательных мероприятиях, социально – значимых акциях.
Формы контроля.
Педагогическое наблюдение используется в рамках текущего контроля и позволяет
оценить качество проводимой работы, определить успехи и трудности воспитанников,
выявить проблемы и своевременно скорректировать ход обучения. Наблюдение проводится
визуально, с применением записей, фото- или видеосъемки. Выбор метода зависит от цели
наблюдения и удобства фиксации данных. Процесс наблюдения непосредственно на занятии
включает фиксацию следующих моментов:
- поведение участников: внимательность, заинтересованность, активность;
- взаимодействие участников с преподавателем и друг с другом;
- наличие ошибок и затруднений;
- соблюдение установленных норм и правил;
- достигнутый результат: усвоение материала, овладение навыками.
После завершения наблюдения данные подвергаются тщательному анализу.
Оценивается эффективность применяемых методов, степень соответствия ожидаемых и
фактических результатов, уровень активности участников и другие показатели.
Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам контроля в
«Карту результативности учебной группы».

18

Темы для творческих работ в рамках контроля:
Раздел 2. Введение в журналистику. Тема 2.5. Событие и репортаж — Творческое задание
1. Репортаж о школьном мероприятии («День знаний глазами репортера», «Наш
школьный концерт», «Акция добрых дел»).
2. Репортаж с городского события («Праздник двора», «День города»,
«Экологическая акция»).
3. Репортаж «Один день из жизни школьника / учителя / волонтера».
4. Репортаж-история «Как создается школьная газета».
Раздел 3. Организация работы ИМЦ. Тема 3.4. Методы сбора и распространения информа
ции — Творческое задание
1. Создание мини-информационного проекта «Новости нашего класса».
2. Подготовка серии коротких заметок о событиях недели.
3. Создание инфографики «Как рождается новость».
4. Разработка и оформление рубрики для школьного сайта или стенгазеты.
Раздел 4. Текст как средство информационно-медийной работы. Тема 4.1. Текст – основа к
онтента — Творческое задание
1. Написание короткого информационного сообщения о школьном событии.
2. Создание поста для школьных социальных сетей в формате «новость дня».
3. Переписывание официальной новости в формате «новости для школьников».
Тема 4.8. Репортаж. Виды репортажа — Творческий проект
1. Подготовка видеорепортажа о школьном мероприятии.
2. Репортаж-фоторяд «Школа в лицах».
3. Репортаж «Закулисье школьного театра».
4. Совместный репортаж с интервью участников события.
Раздел 5. Радиожурналистика. Тема 5.2. Виды радиопередач — Творческая работа
1. Создание короткой радиопередачи «Новости школы».
2. Интервью с интересным человеком в формате подкаста.
3. Радиопередача «Школьный дайджест» или «Утренний эфир».
4. Озвучка собственного репортажа для радиотрансляции.
Раздел 6. Риторика и коммуникация. Тема 6.8. Интервью у героя — Творческий проект
1. Интервью с учителем, выпускником или учеником, добившимся успеха.
2. Интервью с представителем администрации школы.
3. Интервью «Профессия мечты» — беседа с человеком выбранной профессии.
4. Интервью «Наши герои» — встреча с участником волонтёрского проекта.
Раздел 7. Издательская деятельность. Тема 7.3. Реклама и её роль в СМИ — Творческая ра
бота
1. Создание рекламного макета школьного мероприятия.
2. Разработка социальной рекламы («Береги природу», «ЗОЖ — мой выбор»).
3. Сценарий короткого видеоролика или аудиорекламы.
4. Создание баннера или афиши в графическом редакторе.
Тема 7.5. Путь издания: от идеи до выпуска — Презентация медиа-продукта
1. Презентация итогового проекта школьного издания (газета, сайт, видеоновости).
2. Защита коллективного медиа-проекта «Наш школьный медиацентр».
19

3. Показ итогового видеоролика или радиопрограммы.
4. Оформление выставки выпусков школьной газеты или фотопроекта.
Дополнительные универсальные темы (по выбору учащихся)
 «Что значит быть журналистом сегодня?»
 «Моя любимая передача / блог / издание»
 «Информационный день моей школы»
 «Медиа и подростки: друг или враг?»
 «Школьная жизнь в объективе»
 «Герои рядом»
 «Новости, о которых стоит рассказать»
2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Бакулев, Г. П. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2018.
2. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование: теория и практика. — М.: Аспект Пресс,
2019.
3. Виноградова, Н. Ф. Медиаобразование в школе: методическое пособие для
педагогов. — М.: Просвещение, 2020.
4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. — М.:
Флинта, 2017.
5. Дзялошинский, И. М. Медиакоммуникации: организация и технологии. — М.:
Академический проект, 2021.
6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. — СПб.: Питер,
2022.
7. Кузнецов, Г. В. Педагогика медиаобразования. — М.: Академия, 2016.
8. Мастепанова, А. М. Школьные СМИ: организация работы медиацентра. — М.:
Планета, 2019.
9. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XXI века. — Киев: Ваклер, 2020.
10. Тулупов, В. В. Школьное журналистское образование: методика и практика. —
Воронеж: ВГУ, 2018.
11. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность школьников. — Таганрог:
Изд-во ТГПИ, 2021.
Литература для детей (обучающихся)
1. Аксенов, В. Как рождается газета. — М.: Детская литература, 2017.
2. Баранов, М. Маленький журналист: шаг за шагом. — М.: Просвещение, 2018.
3. Вартанова, Е. Л. Мир медиа: как понимать новости и рекламу. — М.: АСТ, 2021.
4. Волков, С. Юный корреспондент: от заметки до интервью. — СПб.: Питер, 2019.
5. Грекова, Н. А. Как сделать школьную газету. — М.: Планета, 2018.
6. Добросклонская, Т. Г. Учимся понимать медиа: просто о сложном. — М.: Флинта,
2020.
7. Кузнецов, И. В. Журналистика для подростков: пишем, снимаем, рассказываем. —
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
20

8. Литвинова, Е. В. Медиа и я: основы медиаграмотности для школьников. —
Екатеринбург: У-Фактория, 2020.
9. Плотников, А. Н. Как написать заметку и репортаж. — М.: Академкнига, 2019.
10. Румянцева, О. В. Школьная газета своими руками. — М.: ВАКО, 2018.
11. Соловьёв, А. Д. Медиа и подростки: как жить в мире информации. — М.: Детская
литература, 2021.

21

АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьны
й медиацентр» социально – гуманитарной направленности, т.к. способствует
повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными
социальными институтами, формированию знаний об основных сферах современной
социальной жизни, развитию творческих способностей и качеств, необходимых для
медиа-деятельности, и обеспечивающих социально одобряемый рост личности.
Цель программы: развитие творческих и познавательных
способностей,
формирование социальной
активности подростков путем освоения информационно медийных технологий и средств коммуникации.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у современны
х подростков навыков эффективной коммуникации, грамотного представления своей деят
ельности и продвижения идей в условиях быстро развивающихся цифровых технологий и
социальных сетей.
Программа способствует формированию гражданской активности, повышению уровня
информационной культуры и развитию творческих способностей участников. Овладение
современными технологиями создания и распространения информации является важной с
оставляющей подготовки подрастающего поколения к активной жизненной позиции и уча
стию в социально значимых инициативах.
Программа «Школьный медиацентр» предназначена для подростков от 12 до - 1
5 лет, проявляющие интерес к журналистике и публицистике.
К освоению программы допускаются все желающие без исключения. Формиров
ание группы с количеством обучающихся 12- 17 человек. Группа формируются разно
возрастная.
Зачисление производится с обязательным условием – написание заявления р
одителями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обрабо
тку персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного и
нструктажа по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкция
м.
Программа базового уровня, который предусматривает освоение основ мультиме
дийного производства, знакомство с принципами создания качественного контента, изуче
ние основных инструментов редактирования изображений, видео и звука, а также формир
ование базовых навыков работы в команде и организации проектной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Пере
рыв между занятиями - 10 мин.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».