Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Потапова Людмила Валентиновна,
советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными
объединениями
f
с. Туринская Слобода, 2025 г.
к
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Наименование
программы
II. Направленность
III. Сведения о педагоге
авторе - составители
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школьный медиацентр»
социально -гуманитарная
Потапова Людмила Валентиновна
1975
высшее
советник директора по воспитанию и взаимодействию с
детскими общественными объединениями
нет
5.Квалификационная
категория
6.
Электронный
адрес,
mila.potapova-ljudmila2015@yandex.ru
контактный телефон
89022577604
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ
от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молод`жи» (далее
– СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых"
2
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Слободо-Туринская средняя
общеобразовательая школа №1»
2. Объем и срок освоения 1 год, 144 часа
программы
3. Форма обучения
очная
4. Возраст обучающихся
12 - 15 лет
5. Тип программы
модифицированная
6. Уровневость
базовый уровень
V. Характеристика
программы
1.По
месту
в программа разновозрастного детского объединения
образовательной модели
2.Цель программы
развитие творческих и познавательных
способностей,
формирование
социальной активности
подростков
путём освоения информационно-медийных технологий и
средств коммуникации.
3.Учебные разделы (в
Введение в журналистику
соответствии с учебным
Организация работы информационно-медийного центра
планом)
(ИМЦ)
Текст, как средство информационно - медийной работы
Радиожурналистика или работа со звуком
Риторика и коммуникация
Издательская деятельность
4.Ведущие формы и методы
образовательной
деятельности
5.Формы контроля
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: консультация, занятие-беседа, презентация,
практическая работа, практикум, мастер-класс, мозговой
штурм и др.
творческие проекты и задания, презентация медиа-продуктов
3
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план с содержанием разделов
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
2.4.Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
стр. 5
стр. 7
стр.8
стр. 9
стр. 16
стр. 18
стр. 20
стр. 22
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
медиацентр» (далее – программа) социально – гуманитарной направленности, т.к.
способствует повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с
различными социальными институтами, формированию знаний об основных сферах
современной социальной жизни, развитию творческих способностей и качеств,
необходимых для медиа-деятельности, и обеспечивающих социально одобряемый рост
личности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми д
окументами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный з
акон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной расп
оряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации н
а период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ гос
ударственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-н
равственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологическ
ие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моло
дежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «О
б утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обесп
ечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального стан
дарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Мин
юсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Поряд
ка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общео
бразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой мо
дели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вме
сте с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных общеразвив
ающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.0
3.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Сверд
ловской области на период до 2035 года».
5
- Устав МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у современных по
дростков навыков эффективной коммуникации, грамотного представления своей деятельности
и продвижения идей в условиях быстро развивающихся цифровых технологий и социальных се
тей.
Сегодня способность качественно представлять себя и свои достижения становится важным
элементом успешной социализации и профессионального развития молодежи. Развитие ключев
ых компетенций подростков в области мультимедийного производства, дизайна и презентацион
ных техник, необходимых для успешного участия в общественной жизни и профессиональной с
амореализации. Освоение инструментов школьного медиацентра позволит подросткам научитьс
я грамотно формировать собственный образ и имидж своего сообщества, продвигать позитивны
е идеи и проекты, создавать привлекательные контент-продукты и презентации.
Программа способствует формированию гражданской активности, повышению уровня инфо
рмационной культуры и развитию творческих способностей участников. Овладение современн
ыми технологиями создания и распространения информации является важной составляющей по
дготовки подрастающего поколения к активной жизненной позиции и участию в социально зна
чимых инициативах.
Кроме того, в основе содержания и структуры данной программы лежит концепция личн
остно ориентированного учебного процесса Программа «Школьный медиацентр» позволяет
развить у учащихся творческие способности средством освоения информационных и меди
а-технологий, раскрывает лидерские качества обучающихся, активизирует интеллектуальну
ю и творческую деятельность, включает их в систему средств массовой коммуникации общ
ества и помогает обучающимся сделать профессиональный выбор.
Адресат программы. Программа «Школьный медиацентр» предназначена для подрос
тков от 12 до - 15 лет, проявляющие интерес к журналистике и публицистике.
Для возраста 12 – 13 лет резко возрастает значение коллектива, его общественное мне
ние, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится заво
евать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Поэтому данно
й программой отводится большое количество занятий, где обучающиеся работают в команд
е, выполняют коллективные творческие работы, каждый может проявить себя.
Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает инт
ерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы м
ышления. Программой предусмотрен самостоятельные творческие проекты, которые оцени
ваются не только сверстниками, но и самим подростком.
В 14 – 15 лет проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосоз
нание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельн
ость – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профес
сиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои с
пособности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво.
С одной стороны, хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки
мечтают о самостоятельности и получают такую возможность на занятиях школьного меди
ацентра.
К освоению программы допускаются все желающие без исключения. Формирование г
руппы с количеством обучающихся 12- 17 человек. Группа формируются разновозрастная.
Зачисление производится с обязательным условием – написание заявления родите
лями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку персона
6
льных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа по ох
ране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Программа базового уровня, который предусматривает ос
воение основ мультимедийного производства, знакомство с принципами создания качественног
о контента, изучение основных инструментов редактирования изображений, видео и звука, а так
же формирование базовых навыков работы в команде и организации проектной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модель реали
зации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения сод
ержания в течение одного года обучения.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 ч
аса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академическ
ого часа - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин.
Перечень форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные.
Перечень видов занятий: консультация, занятие-беседа, презентация, практическая р
абота, практикум, мастер-класс, мозговой штурм и др.
Перечень форм подведения итогов: творческие проекты и задания, презентация мед
иа-продуктов.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и познавательных способностей, формирование
социальной
активности подростков путем освоения информационно - медийных
технологий и средств коммуникации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основами медиажурналистики;
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах:
текст, фото, видео, аудио;
- выработать навыки ориентирования в современном информационном и культурнообразовательном пространстве;
- привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;
- отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со сферой массмедиа;
- научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире;
- профориентация в сфере массовых коммуникаций.
Развивающие:
- содействовать развитию логического мышления и памяти;
- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
- содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;
- развивать умение работать в режиме творчества;
- развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы.
Воспитывающие:
- пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в мире, области, районе,
учреждении;
- содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
- способствовать формированию ответственного отношения к происходящему вокруг;
- способствовать становлению активной жизненной позиции;
7
- способствовать формированию лидерских качеств и чувства ответственности как
необходимых качеств для успешной работы в команде (редакции);
- способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- создают тексты различных жанров (новости, репортажи, интервью, статьи, обзоры);
- снимают фото- и видеоматериалы (планируют съемку, выбирают оборудование, настраивают
параметры съемки);
- самостоятельно монтируют видеоролики и обрабатывают фотографии (используют
соответствующие программы и инструменты);
- продвигают медиаконтент в различных медиаканалах (выбирают платформы, создавают контент
для разных аудиторий, анализируют эффективность продвижения);
- умеют работать с профессиональным медиаоборудованием (камеры, микрофоны, осветительные
приборы);
- используют специализированное программное обеспечение (видео-редакторы, графические
редакторы, программы для верстки);
- умеют находить, анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
- соблюдают нормы авторского права и этики в медиа.
Метапредметные результаты:
- умеют представлять результаты своей работы перед аудиторией (подготовка презентаций,
выступление с докладами, участие в дискуссиях);
- умеют слушать и понимать точку зрения других людей;
- умеют вести переговоры и находить компромиссы;
- грамотно используют язык и выразительные средства для создания медиа-контента;
- умеют представлять информацию в различных формах (текст, фото, видео, графика);
- креативно мыслят, умеют генерировать новые идеи.
Личностные результаты:
- проявляют гражданскую позицию и ответственность за свои действия;
- обладают творческим потенциалом и самовыражением;
- уверенны в себе и своих возможностях;
- позитивно относятся к учебе и познавательной деятельности;
- коммуникабельны, умеют работать в команде;
- проявляют этические нормы поведения в медиапространстве;
- критически мыслят, умеют противостоять манипуляциям в медиа.
8
1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план
№
1
2.
2.1
2.2
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
понятием «медиа -журналистика»
Введение в журналистику
История журналистики.
СМИ в современном мире. Профессии,
связанные с медиа.
Из истории детской прессы.
Знакомство с детскими и
подростковыми СМИ.
Правила и этика журналиста.
Форма
контроля
18
2
2
8
1
1
10
1
1
4
1
3
4
1
3
4
1
3
Творческое задание
24
7
17
-
2
1
1
4
1
3
3.3 Структура деятельность, этика
отношений в командной работе ИМЦ.
3.4 Методы сбора и распространения
информации.
3.5 Авторское право в журналистике и в
общественной жизни.
3.6 Факты как источники информации.
Правила фактчекинга или проверка
фактов.
4
1
3
6
1
5
2
1
1
4
1
3
3.7
2
1
1
36
11
25
4
1
3
4
1
3
2
1
1
2.3
2.4
2.5.
Событие и репортаж
3.
Организация работы
информационно-медийного центра
(ИМЦ)
3.1 Информационно-медийные технологии в
окружающей жизни.
3.2 Роль ИМЦ в информационном
отражении жизни и деятельности
школы.
Техническое оснащение
информационно-медийной работы.
4. Текст, как средство информационно медийной работы
Текст – основа контента в
4.1 информационно – медийном
сообщении.
4.2 Культура устной и письменной речи в
информационно-медийной работе.
4.3 Правила сбора и подачи
информационного материала.
9
-
Творческое задание
-
Творческое задание
4.4 Структура текста в осмыслении и подаче
информации.
4.5 Мастерская жанров
4
1
3
2
1
1
4.6
Виды и структура интервью
4
1
3
4.7 Заметка как способ отражения
информации
4.8 Репортаж. Виды репортажа.
Особенности репортажного жанра.
4
1
3
4
1
3
4.9 Событие жизни в репортаже, пресс - и
пост – релизе. Анонс события
4
2
2
4.10 Статья как способ проанализировать
новостную информацию
5. Радиожурналистика или работа
со звуком
5.1 Аудиоинформация.
5.2 Виды радиопередач Выразительные
средства радиопередачи. Речь. Музыка.
5.3 Технические особенности создания
радиопередачи.
4
1
3
12
3
9
2
4
1
1
1
3
4
1
3
5.4.
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
2
Обработка текстовой информации для
радио. Микрофон. Монтаж
Риторика и коммуникация
32
Культура устной и письменной речи в 2
информационно-медийной работе
Сценическая речь и скороговорки в 2
работе журналиста
Текст – основа в информационно – 4
медийном сообщении.
Диалог и монолог, что важнее?
2
Ораторское искусство, выдающиеся 2
личности прошлого
Приемы ораторского искусства
4
Мастерская жанров
4
Интервью у героя
4
6.9 Фразеологизмы и народная мудрость в 4
тексте
6.10 Цитаты, как ссылка на авторитетный 4
источник
7 Издательская деятельность
18
7.1 Структура издания.
4
Целевая аудитория издания. Типы и
виды школьных газет..
7.2 Работа с текстом. Основные принципы
2
редактуры
10
Творческий
проект
-
Творческая
работа
2
8
1
24
1
2
1
3
1
2
1
1
3
4
4
1
3
1
3
3
1
15
3
2
Творческий проект
7.3
Реклама и её роль в современной
системе СМИ». Специфика
рекламного текста.
7.4. Графический дизайн. Фото и
иллюстрации в издании
7.5 Путь издания: от идеи до выпуска
4
1
3
4
Итого
Творческая работа
4
6
1
144
41
5
Презентация
медиа продукта
103
Содержание учебно – тематического плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятием «медиа-жур
налистика»
Теория: цели и задачи курса, правила поведения и техника безопасности при работе с техникой.
Понятие «медиа», виды СМИ, роль журналиста в обществе.
Практика: знакомство учащихся, интерактив «Я и медиа», обсуждение, где встречаются СМИ в
повседневной жизни.
2. Введение в журналистику
2.1. История журналистики
Теория: возникновение журналистики, развитие печатных, радио-, теле- и интернет-СМИ.
Практика: создание хронологической ленты «История СМИ» в мини-группах.
2.2. СМИ в современном мире. Профессии, связанные с медиа
Теория: структура современного медиапространства, профессии в сфере СМИ и их особенности.
Практика: ролевая игра «Редакция в действии», моделирование работы медиакоманды.
2.3. Из истории детской прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ
Теория: история детских и молодежных изданий, специфика их материалов.
Практика: анализ выпусков детских газет и журналов, создание макета школьной газеты.
2.4. Правила и этика журналиста
Теория: этические нормы журналиста, ответственность за слово, понятие достоверности,
авторского права, фейковых новостей.
Практика: анализ ситуаций нарушения этики, составление «Кодекса юного журналиста».
2.5. Событие и репортаж
Теория: понятие события, структура и особенности репортажа.
Практика: написание репортажа о школьном или городском событии.
Форма контроля: Творческое задание
3. Организация работы информационно-медийного центра (ИМЦ)
3.1. Информационно-медийные технологии в окружающей жизни
Теория: понятие и значение современных медийных технологий.
Практика: примеры использования медиа в повседневной жизни.
11
3.2. Роль ИМЦ в информационном отражении жизни и деятельности школы
Теория: назначение школьного ИМЦ, основные направления его работы.
Практика: разработка медиаплана для школьного центра.
3.3. Структура деятельности, этика отношений в командной работе ИМЦ
Теория: структура ИМЦ, роли участников, основы взаимодействия в коллективе.
Практика: тренинг по командной работе, распределение обязанностей.
3.4. Методы сбора и распространения информации
Теория: основные методы получения информации (опрос, наблюдение, интервью).
Практика: сбор фактического материала, подготовка короткой заметки.
Форма контроля: Творческое задание
3.5. Авторское право в журналистике и общественной жизни
Теория: основы авторского права, защита интеллектуальной собственности.
Практика: анализ примеров нарушения авторских прав, разработка памятки.
3.6. Факты как источники информации. Правила фактчекинга
Теория: виды источников информации, способы проверки фактов.
Практика: задания по проверке достоверности новостей.
3.7. Техническое оснащение информационно-медийной работы
Теория: технические средства (фото-, видео-, аудиооборудование) для создания контента.
Практика: знакомство с оборудованием ИМЦ, отработка базовых навыков работы с техникой.
4. Текст как средство информационно-медийной работы
4.1. Текст – основа контента в информационно-медийном сообщении
Теория: значение текста в медиа, требования к информационным материалам.
Практика: написание короткого сообщения по событию.
Форма контроля: Творческое задание
4.2. Культура устной и письменной речи
Теория: нормы языка и речи, речевые ошибки, стилистика журналистского текста.
Практика: редактирование текстов, упражнения по устранению речевых ошибок.
4.3. Правила сбора и подачи информационного материала
Теория: принципы отбора информации, определение актуальности.
Практика: подготовка короткой информационной заметки.
4.4. Структура текста в осмыслении и подаче информации
Теория: композиция журналистского материала.
Практика: редактирование текста с нарушенной структурой.
4.5. Мастерская жанров
Теория: особенности жанров СМИ.
Практика: определение жанра по примерам публикаций.
12
4.6. Виды и структура интервью
Теория: типы интервью, этапы подготовки и проведения.
Практика: подготовка и проведение учебного интервью.
4.7. Заметка как способ отражения информации
Теория: особенности заметки, требования к краткости и фактичности.
Практика: написание заметки о событии школы.
4.8. Репортаж. Виды и особенности репортажного жанра
Теория: типология репортажей, отличия от заметки и статьи.
Практика: подготовка репортажа о событии.
Форма контроля: Творческий проект
4.9. Событие жизни в репортаже, пресс- и пост-релизе. Анонс события
Теория: различия между пресс-релизом и пост-релизом, их структура.
Практика: составление пресс-релиза и анонса школьного мероприятия.
4.10. Статья как способ анализа новостной информации
Теория: аналитический жанр, структура статьи.
Практика: написание короткой аналитической статьи.
5. Радиожурналистика (работа со звуком)
5.1. Аудиоинформация
Теория: понятие звуковой информации, особенности восприятия на слух.
Практика: анализ радиопередач, запись звуковых фрагментов.
5.2. Виды радиопередач. Выразительные средства: речь, музыка, звук
Теория: жанры радиопередач, роль звука и интонации.
Практика: подготовка короткой радиопередачи.
Форма контроля: Творческая работа
5.3. Технические особенности создания радиопередачи
Теория: этапы записи, правила работы с оборудованием.
Практика: запись и монтаж аудиоматериала.
5.4. Обработка текстовой информации для радио. Микрофон. Монтаж
Теория: адаптация текста под радио, дикция и интонация.
Практика: работа у микрофона, монтаж звуковых дорожек.
6. Риторика и коммуникация
6.1. Культура устной и письменной речи
Теория: понятие речевой культуры, интонация и выразительность речи.
Практика: упражнения на дикцию и выразительное чтение.
13
6.2. Сценическая речь и скороговорки
Теория: роль артикуляции и дыхания в речи.
Практика: тренинг скороговорок, дыхательные упражнения.
6.3. Текст – основа информационно-медийного сообщения
Теория: текст как средство коммуникации, структура устного выступления.
Практика: подготовка короткого выступления.
6.4. Диалог и монолог
Теория: особенности монологической и диалогической речи.
Практика: тренинг «Интервью» и «Публичное выступление».
6.5. Ораторское искусство, выдающиеся личности прошлого
Теория: история ораторского искусства, анализ речей известных ораторов.
Практика: обсуждение и анализ примеров.
6.6. Приемы ораторского искусства
Теория: логика речи, пауза, жест, темп.
Практика: подготовка публичного выступления.
6.7. Мастерская жанров
Теория: жанры публичных выступлений.
Практика: создание собственных выступлений в разных жанрах.
6.8. Интервью у героя
Теория: подготовка к интервью, выбор вопросов.
Практика: проведение интервью с приглашённым гостем.
Форма контроля: Творческий проект
6.9. Фразеологизмы и народная мудрость в тексте
Теория: роль фразеологизмов в речи, их выразительная сила.
Практика: подбор пословиц и поговорок для речевого оформления текста.
6.10. Цитаты как ссылка на авторитетный источник
Теория: использование цитат в журналистском материале.
Практика: подбор цитат для оформления текстов.
7. Издательская деятельность
7.1. Структура издания. Целевая аудитория. Типы и виды школьных газет
Теория: структура издания, понятие целевой аудитории.
Практика: анализ примеров школьных газет, разработка концепции собственного издания.
7.2. Работа с текстом. Основы редактуры
Теория: задачи редактора, этапы редактуры.
Практика: редактирование готовых текстов.
14
7.3. Реклама и её роль в СМИ. Специфика рекламного текста
Теория: назначение рекламы, структура рекламного сообщения.
Практика: создание рекламного объявления.
Форма контроля: Творческая работа
7.4. Графический дизайн. Фото и иллюстрации в издании
Теория: значение визуальных материалов, основы композиции.
Практика: подбор иллюстраций, создание макета страницы.
7.5. Путь издания: от идеи до выпуска
Теория: этапы подготовки и выпуска номера.
Практика: создание и презентация итогового медиа-продукта.
Форма контроля: Презентация медиа-продук
15
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Общее количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
1 год обучения
36
72
4
144
17
19
01.09
30.12 – 8.01
4.11, 23.02, 9.03, 1.05,
4.05, 11.05.
31.05
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы для хранения учебной литературы и специального
оборудования.
Оборудование: столы для обучающихся – 6 шт.; стол для педагога – 2 шт.; экран
для проектора – 1 шт.; шкаф для хранения оборудования – 1 шт.; стенд для организации
фотовыставки – 3 шт.; тумбочка для педагога – 1 шт.; ноутбук – 1 шт.; персональный
компьютер – 1 шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.
Методические условия реализации программы определяются спецификой целевых
аудиторий и особенностями предмета подготовки. Программа охватывает широкий диапазон
навыков и компетенций, требуя разнообразия методик и форм учебной деятельности.
Методы обучения.
Словесные методы используются для передачи теоретических знаний, формирования
представлений о журналистике и медиа. Примеры применения:
рассказ и объяснение новых понятий («Что такое медиа», «Этика журналиста»);
лекция-беседа о профессиях в сфере СМИ;
обсуждение
проблемных вопросов («Можно ли быть объективным
журналистом?»);
интервью и диалог при анализе примеров из практики.
Словесные методы позволяют развивать устную речь, навыки аргументации и
критического мышления.
Наглядные методы позволяют сделать учебный процесс более доступным и
увлекательным, развивают визуальное восприятие информации. Примеры применения:
16
демонстрация образцов печатных и электронных изданий, школьных газет, сайтов,
видеосюжетов;
просмотр и анализ фото- и видеоматериалов;
использование презентаций и инфографики;
визуализация структуры новостного текста, репортажа, интервью;
показ схем и планов (например, «Этапы подготовки статьи»).
Наглядные методы способствуют усвоению структуры журналистских материалов и
принципов визуальной подачи информации.
Практические методы направлены на формирование умений и навыков
самостоятельной работы с информацией, текстом и техникой. Примеры применения:
написание заметок, статей, репортажей и интервью;
разработка и выпуск школьной газеты или интернет-страницы;
работа с фото-, видео- и аудиотехникой;
проведение интервью, запись радиопередач, монтаж видео;
участие в школьных и внешкольных медиа-проектах;
выполнение творческих заданий и проектов в команде.
Практические методы способствуют развитию медиаграмотности, творческой
инициативы и ответственности за результат.
Формы организации деятельности Консультация используется для индивидуальной
или групповой помощи учащимся при выполнении творческих заданий, подготовке
материалов, подборе источников, редактировании текстов.
Занятие-беседа Форма диалога между педагогом и учащимися, направленная на
обсуждение теоретических вопросов, обмен мнениями и формирование собственной
позиции.
Презентация - представление учащимися результатов своей работы (статей,
репортажей, проектов, выпусков школьных СМИ). Позволяет развивать публичную речь и
уверенность в себе.
Практическая работа. Реализация конкретного задания с использованием
теоретических знаний: написание заметки, создание фотоотчета, подготовка
радиопередачи и т.д.
Практикум. Закрепление умений и навыков в реальных или приближенных к ним
условиях: работа в школьном медиацентре, участие в выпуске новостного номера, запись
интервью.
Мастер-класс - форма демонстрации профессиональных приемов и технологий. Может
проводиться педагогом, приглашенным специалистом или самими учащимися. Например:
«Как брать интервью», «Основы видеомонтажа», «Работа с микрофоном». Мозговой
штурм
Используется для выработки идей, поиска тем и форматов для публикаций или медиапроектов. Позволяет развивать творческое мышление, инициативу и командное
взаимодействие.
Другие формы:
творческая лаборатория (создание проектов и их защита);
проектная деятельность (индивидуальные и групповые медиа-проекты);
17
тренинг (по коммуникации, речевой культуре, командной работе);
пресс-конференция (инсценировка профессиональных ситуаций журналиста);
деловая игра («Редакция в действии», «Создание новостного выпуска»).
Комбинация словесных, наглядных и практических методов, а также
разнообразных форм организации занятий обеспечивает комплексное развитие личности
учащегося — как будущего создателя медиа-контента, так и осознанного потребителя
информации.
2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
Для оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики
обучающегося предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий - проводится в течении учебного года, для выявления уровня овладения
обучающимся знаниями, умениями и навыками по отдельным темам: педагогическое
наблюдение;
- промежуточный контроль – организуется после изучения основных разделов программы
и проводится в форме творческих работ и проектов;
- итоговый контроль – по окончанию изучения программы в форме презентации медиа
продукта, которая охватывает все разделы программы и даёт возможность отследить не
только командные результаты, но и индивидуальные.
Кроме того, учитываются достижения обучающихся при их участии в различных
конкурсных, соревновательных мероприятиях, социально – значимых акциях.
Формы контроля.
Педагогическое наблюдение используется в рамках текущего контроля и позволяет
оценить качество проводимой работы, определить успехи и трудности воспитанников,
выявить проблемы и своевременно скорректировать ход обучения. Наблюдение проводится
визуально, с применением записей, фото- или видеосъемки. Выбор метода зависит от цели
наблюдения и удобства фиксации данных. Процесс наблюдения непосредственно на занятии
включает фиксацию следующих моментов:
- поведение участников: внимательность, заинтересованность, активность;
- взаимодействие участников с преподавателем и друг с другом;
- наличие ошибок и затруднений;
- соблюдение установленных норм и правил;
- достигнутый результат: усвоение материала, овладение навыками.
После завершения наблюдения данные подвергаются тщательному анализу.
Оценивается эффективность применяемых методов, степень соответствия ожидаемых и
фактических результатов, уровень активности участников и другие показатели.
Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам контроля в
«Карту результативности учебной группы».
18
Темы для творческих работ в рамках контроля:
Раздел 2. Введение в журналистику. Тема 2.5. Событие и репортаж — Творческое задание
1. Репортаж о школьном мероприятии («День знаний глазами репортера», «Наш
школьный концерт», «Акция добрых дел»).
2. Репортаж с городского события («Праздник двора», «День города»,
«Экологическая акция»).
3. Репортаж «Один день из жизни школьника / учителя / волонтера».
4. Репортаж-история «Как создается школьная газета».
Раздел 3. Организация работы ИМЦ. Тема 3.4. Методы сбора и распространения информа
ции — Творческое задание
1. Создание мини-информационного проекта «Новости нашего класса».
2. Подготовка серии коротких заметок о событиях недели.
3. Создание инфографики «Как рождается новость».
4. Разработка и оформление рубрики для школьного сайта или стенгазеты.
Раздел 4. Текст как средство информационно-медийной работы. Тема 4.1. Текст – основа к
онтента — Творческое задание
1. Написание короткого информационного сообщения о школьном событии.
2. Создание поста для школьных социальных сетей в формате «новость дня».
3. Переписывание официальной новости в формате «новости для школьников».
Тема 4.8. Репортаж. Виды репортажа — Творческий проект
1. Подготовка видеорепортажа о школьном мероприятии.
2. Репортаж-фоторяд «Школа в лицах».
3. Репортаж «Закулисье школьного театра».
4. Совместный репортаж с интервью участников события.
Раздел 5. Радиожурналистика. Тема 5.2. Виды радиопередач — Творческая работа
1. Создание короткой радиопередачи «Новости школы».
2. Интервью с интересным человеком в формате подкаста.
3. Радиопередача «Школьный дайджест» или «Утренний эфир».
4. Озвучка собственного репортажа для радиотрансляции.
Раздел 6. Риторика и коммуникация. Тема 6.8. Интервью у героя — Творческий проект
1. Интервью с учителем, выпускником или учеником, добившимся успеха.
2. Интервью с представителем администрации школы.
3. Интервью «Профессия мечты» — беседа с человеком выбранной профессии.
4. Интервью «Наши герои» — встреча с участником волонтёрского проекта.
Раздел 7. Издательская деятельность. Тема 7.3. Реклама и её роль в СМИ — Творческая ра
бота
1. Создание рекламного макета школьного мероприятия.
2. Разработка социальной рекламы («Береги природу», «ЗОЖ — мой выбор»).
3. Сценарий короткого видеоролика или аудиорекламы.
4. Создание баннера или афиши в графическом редакторе.
Тема 7.5. Путь издания: от идеи до выпуска — Презентация медиа-продукта
1. Презентация итогового проекта школьного издания (газета, сайт, видеоновости).
2. Защита коллективного медиа-проекта «Наш школьный медиацентр».
19
3. Показ итогового видеоролика или радиопрограммы.
4. Оформление выставки выпусков школьной газеты или фотопроекта.
Дополнительные универсальные темы (по выбору учащихся)
«Что значит быть журналистом сегодня?»
«Моя любимая передача / блог / издание»
«Информационный день моей школы»
«Медиа и подростки: друг или враг?»
«Школьная жизнь в объективе»
«Герои рядом»
«Новости, о которых стоит рассказать»
2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Бакулев, Г. П. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2018.
2. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование: теория и практика. — М.: Аспект Пресс,
2019.
3. Виноградова, Н. Ф. Медиаобразование в школе: методическое пособие для
педагогов. — М.: Просвещение, 2020.
4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. — М.:
Флинта, 2017.
5. Дзялошинский, И. М. Медиакоммуникации: организация и технологии. — М.:
Академический проект, 2021.
6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. — СПб.: Питер,
2022.
7. Кузнецов, Г. В. Педагогика медиаобразования. — М.: Академия, 2016.
8. Мастепанова, А. М. Школьные СМИ: организация работы медиацентра. — М.:
Планета, 2019.
9. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XXI века. — Киев: Ваклер, 2020.
10. Тулупов, В. В. Школьное журналистское образование: методика и практика. —
Воронеж: ВГУ, 2018.
11. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность школьников. — Таганрог:
Изд-во ТГПИ, 2021.
Литература для детей (обучающихся)
1. Аксенов, В. Как рождается газета. — М.: Детская литература, 2017.
2. Баранов, М. Маленький журналист: шаг за шагом. — М.: Просвещение, 2018.
3. Вартанова, Е. Л. Мир медиа: как понимать новости и рекламу. — М.: АСТ, 2021.
4. Волков, С. Юный корреспондент: от заметки до интервью. — СПб.: Питер, 2019.
5. Грекова, Н. А. Как сделать школьную газету. — М.: Планета, 2018.
6. Добросклонская, Т. Г. Учимся понимать медиа: просто о сложном. — М.: Флинта,
2020.
7. Кузнецов, И. В. Журналистика для подростков: пишем, снимаем, рассказываем. —
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
20
8. Литвинова, Е. В. Медиа и я: основы медиаграмотности для школьников. —
Екатеринбург: У-Фактория, 2020.
9. Плотников, А. Н. Как написать заметку и репортаж. — М.: Академкнига, 2019.
10. Румянцева, О. В. Школьная газета своими руками. — М.: ВАКО, 2018.
11. Соловьёв, А. Д. Медиа и подростки: как жить в мире информации. — М.: Детская
литература, 2021.
21
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьны
й медиацентр» социально – гуманитарной направленности, т.к. способствует
повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными
социальными институтами, формированию знаний об основных сферах современной
социальной жизни, развитию творческих способностей и качеств, необходимых для
медиа-деятельности, и обеспечивающих социально одобряемый рост личности.
Цель программы: развитие творческих и познавательных
способностей,
формирование социальной
активности подростков путем освоения информационно медийных технологий и средств коммуникации.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у современны
х подростков навыков эффективной коммуникации, грамотного представления своей деят
ельности и продвижения идей в условиях быстро развивающихся цифровых технологий и
социальных сетей.
Программа способствует формированию гражданской активности, повышению уровня
информационной культуры и развитию творческих способностей участников. Овладение
современными технологиями создания и распространения информации является важной с
оставляющей подготовки подрастающего поколения к активной жизненной позиции и уча
стию в социально значимых инициативах.
Программа «Школьный медиацентр» предназначена для подростков от 12 до - 1
5 лет, проявляющие интерес к журналистике и публицистике.
К освоению программы допускаются все желающие без исключения. Формиров
ание группы с количеством обучающихся 12- 17 человек. Группа формируются разно
возрастная.
Зачисление производится с обязательным условием – написание заявления р
одителями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обрабо
тку персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного и
нструктажа по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкция
м.
Программа базового уровня, который предусматривает освоение основ мультиме
дийного производства, знакомство с принципами создания качественного контента, изуче
ние основных инструментов редактирования изображений, видео и звука, а также формир
ование базовых навыков работы в команде и организации проектной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Пере
рыв между занятиями - 10 мин.
22