Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Пушкарёв Сергей Владимирович,
преподаватель - организатор ОБЗР
«
с. Туринская Слобода, 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Наименование
программы
II. Направленность
IV. Сведения о педагоге
авторе - составители
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5.Квалификационная
категория
6.
Электронный
адрес,
контактный телефон
V. Сведения о программе
1.Нормативная база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Молодая гвардия»
социально -гуманитарная
Пушкарёв Сергей Владимирович
1989
высшее
преподаватель – организатор ОБЗР
первая
89506592923
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ
от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
2
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
2. Объем и срок освоения 1 год, 144 часа
программы
3. Форма обучения
очная
4. Возраст обучающихся
11 - 15 лет
5.
Особые
категории нет
обучающихся
6. Тип программы
модифицированная
7. Уровневость
базовый уровень
VI. Характеристика
программы
По месту в образовательной программа разновозрастного детского объединения
модели
1.Цель программы
формирование социально активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости,
гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу
и готовностью к его защите
2.Учебные разделы (в
- Становление юнармейского движения
соответствии с учебным
- Радиационная, химическая и биологическая защита /РХБЗ/
планом)
- Физическая подготовка
- Основы огневой подготовки
- Основы строевой подготовки
- Основы тактической медицины
- Выживание в автономных условиях
3.Ведущие формы и методы Методы: устное изложение учебного материала. обсуждение
образовательной
изучаемого материала, беседа, показ, демонстрация,
деятельности
упражнение (тренировка) и др.
3
4.Формы контроля
Ведущие формы организации занятий: практические занятие:
строевая, тактическая и др. подготовка; тренировочные
занятия; теоретические занятия: беседы, дискуссии, лекции;
марш – броски.
текущий: наблюдение, практическая работа
промежуточный: сдача нормативов
итоговый: военно – спортивная игра
6.Дата
утверждения
и
последней корректировки
4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план с содержанием разделов
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.4.Список литературы
5
стр. 6
стр. 10
стр. 12
стр. 20
стр. 21
стр. 23
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Молодая
гвардия» (далее – программа) социально – гуманитарной направленности, т.к. направлена на
всестороннее развитие и совершенствование подрастающего поколения, сохранение и
приумножение патриотических традиций, формирование гражданской позиции и
ответственности, готовности служить Родине.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Устав МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
Актуальность программы. Гражданско - патриотическое воспитание детей и
подростков является ключевым фактором развития современной России, обеспечения
духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности.
По состоянию на май 2025 года среди ключевых направлений формирования внутренней
установки личности, согласно нормативно – правовым документам, выделяются ценности,
ориентированные на достоинство гражданина, независимо от этнических и религиозных
убеждений. В связи с этим значимость данной программы заключается в воспитании
подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине и готовности служить своему
народу; способствует формированию у детей и подростков высоких моральных качеств,
дисциплинированности, уважения к традициям и культуре народов России, а также развитию
лидерских качеств и социальной активности.
Кроме этого, значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных
обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в
профессиональном самоопределении.
Реализации дополнительной общеобразовательной программы «Молодая гвардия»
способствует формированию жизнеспособной, социализированной личности, обладающей
социально-нравственными, ценностными качествами, с активной, твердой гражданской
позицией, развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом. Она
формирует у подростков целостное представление о роли гражданина как патриота и
защитника своей Родины, личности, способной выживать и оказывать помощь пострадавшим
в экстремальной ситуации, личности, умеющей принимать решения и брать ответственность
на себя.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к
подготовке будущих защитников Отечества,
позволяет решить проблему занятости
свободного времени детей и подростков, формированию физических качеств, пробуждение
интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Отличительные особенности программы. Программа модифицированная,
разработана на основе изучения программ данного направления с учётом «Методических
рекомендаций к разработке образовательных программ дополнительного образования военнопатриотических кружков «Юнармия» для общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования детей и молодежи», автор Мурашкин Юрий Анатольевич
педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №169» г. Зеленогорск.
Программа адаптирована для работы с детьми и подростками в возрасте от 11 до 15
лет, ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной базы,
приоритетов деятельности учреждения и педагогов, интересов, способностей и
особенностей детей.
7
Программа реализуется по тематическим разделам, каждый из которых дополняет друг
друга, создавая единый цикл подготовки, обеспечивающей максимальную эффективность в
достижении главной цели — воспитание полноценного гражданина, готового служить своему
государству и защищаться от внешних угроз.
Адресат программы. Программа «Молодая гвардия» предназначена для подростков
от 11 до - 15 лет. Благодаря специальной адаптации к особенностям подросткового возраста
достигается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса, позволяющая ребятам
раскрыть потенциал, укрепить здоровье, обрести друзей и научиться полезным жизненным
навыкам.
В возрасте 11 – 13 лет учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к
определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а
анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль
того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий
эмоциональный отклик.
В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические
чувства. Следовательно, данная программа выступает хорошим инструментом для
формирования данных качеств, так как она основана на удовлетворении основных возрастных
потребностей подростка: именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные,
устойчивые
интересы,
развивается
самостоятельность,
исполнительность
и
дисциплинированность. Практическая деятельность, предусмотренная данной программой:
военно – спортивная игра, марш – броски и др. способствуют формированию данных качеств
у подростков.
Все занятия сопровождаются объяснениями научных основ изучаемых явлений, что
удовлетворяет любопытство подростков и расширяет кругозор. Военная подготовка, занятия
спортом и преодоление препятствий повышают чувство личной успешности и компетентности,
повышая самооценку подростков.
Обучение по данной программе способствует совершенствованию физического и
духовного здоровья, что особенно важно для подросткового возраста. Ребята участвуют в
различных соревнованиях, культурных мероприятиях, изучают историю юнармейского
движения
Центральным новообразованием 14 - 15 лет является самоопределение, как
профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание
себя как члена общества, принятие своего места в нем. Особое значение приобретает
моральное воспитание, основные виды деятельности – учение и посильный труд,
увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Обучающиеся вовлекаются в
насыщенную жизнь, обретают реальных друзей, что служит отличной заменой виртуального
общению.
Занятия организованы так, чтобы способствовать взаимодействию и сотрудничеству
подростков. Они учатся работать в команде, участвуют в волонтерской деятельности.
Командные игры, совместные походы и лагерные сборы создают условия для социализации и
установления дружественных отношений. Через разнообразные формы занятий формируются
устойчивые привычки, полезные навыки и установки, которые сохраняются надолго и оказывают
положительное влияние на дальнейшую судьбу подростка.
К освоению программы допускаются все дети без исключения. Формирование групп с
8
количеством обучающихся от 12 - 15 человек. Группы формируются разновозрастные.
Зачисление производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа
по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Программа базового уровня На данном уровне формируется
система
специальных
знаний,
умений
и
навыков,
в
области
истории
Отечества и Вооруженных сил, физической, тактической, огневой, строевой и туристической
подготовки. Основная задача данного уровня развитие у учащихся активной гражданской
позиции и патриотизма, формирование духовно-нравственных и социальных ценностей,
отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к
участию в различных сферах жизни общества.
Объем и срок освоения программы. Объём программы – 144 часа. Программа
рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Продолжительность одного
академического часа - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин. общее количество
часов в неделю – 4. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: индивидуально – групповая.
Форма реализации программы: традиционная модель реализации программы, которая
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Перечень видов занятий: марш – броски, тренировочные занятия; теоретические
занятия: беседы, дискуссии, лекции
Перечень форм подведения итогов: сдача нормативов, наблюдение, практическая работа,
военно – спортивная игра.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к
Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с движением «Юнармия», её основными документами и ритуалами;
- изучить основы военной службы;
- познакомить с основными положениями гражданской обороны;
- научить основам строевой и огневой подготовки;
- научить основным действиям при выживании в автономных условиях.
Развивающие:
- формирование потребности в самопознании и самореализации;
- развитие личностных, физических и духовных качеств, соответствующих высокому уровню
гражданственности;
9
- развитие умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с
поставленной задачей;
- укрепление физической закалки и физической выносливости;
Воспитательные:
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- формирование системы ценностей, уважение к традициям семьи и народа;
- воспитание психической устойчивости, морально - волевых качеств, смелости и
решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорству, выдержке и
самообладании;
-формирование
положительной
мотивации
к
прохождению
военной
службы в рядах вооружённых сил РФ.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- знают историю юнармейского движения, его законы, ритуалы и символы.
- знают основы боевых действий и обязанностей солдата в бою, при выполнений действий в
наступлении, обороне;
- владеют навыками управления строем: применяют основы строевой подготовки и
дисциплины строя;
- знают, как действовать в экстремальной ситуации; умеют использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты;
- владеют способами контроля за параметрами физического состояния; умеют оказывать
первую медицинскую помощь;
- владеют специальным навыкам выживания в экстремальных (автономных) условиях.
Метапредметные:
- проявляют устойчивый познавательный интерес к истории своей Родины;
- владеют элементарными умениями, связанными с выполнением учебного исследования;
- владеют элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать
собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
- умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристической,
начально-военной подготовки и др., собственные возможности её решения;
- используют приёмы работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,
представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков
и т. д.;
- демонстрируют высокую степень самостоятельности в приобретении необходимых знаний,
используя различные источники получения информации;
- умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Личностные:
10
- осознанно относятся к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему
краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,
законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
сформирована гражданская компетенция;
- понимают и осознают моральные нормы и правила нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп;
- понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- умеют делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих
сохранить и укрепить здоровье;
- испытывают потребность в занятиях физической культурой и спортом, вести активный образ
жизни.
11
1.4. Содержание программы
Учебно – тематический план
Название раздела,
Количество часов
№
п/п
темы
Всего
Теория
Практик
а
Введение.
2
1
1
1
Становление юнармейского движения
4
3
1
1.1
История возникновения юнармейского
движения. Устав и символика ВВПОД
«Юнармия».
Воинские звания ВС РФ
Радиационная, химическая и
биологическая защита/РХБЗ
Назначение и устройство фильтрующего
противогаза.
Отработка навыка надевания противогаза.
Назначение и комплектация
общевойскового защитного комплекта
(ОЗК).
Укладка и переноска защитного
комплекта.
Отработка навыков одевания ОЗК в виде
плаща.
Отработка навыков одевания ОЗК в виде
комбинезона.
Физическая подготовка
Физическая подготовка и её значение
для укрепления здоровья
Меры обеспечения безопасности
при выполнении упражнений
Общеразвивающие упражнения
Ускоренное передвижение. Обучение
технике бега на короткие дистанции
Силовая подготовка
Приемы рукопашного боя
Упражнения на перекладине
Основы огневой подготовки
Виды огнестрельного боевого
оружия
Устройство и ТТХ АК-74
2
2
-
2
26
1
8
1
18
1
2
6
2
2
2
4
6
2
4
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
12
4
4
6
6
Формы
аттестации/контрол
я
викторина
сдача нормативов
24
2
4
2
20
-
2
2
-
4
4
-
4
4
4
4
4
26
2
4
2
4
4
4
20
-
сдача нормативов
2
2
-
тест
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
5.1
5.2
5.3
5.4.
5.5.
5.6
5.7
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
Меры безопасности при неполной
разборке и сборке АК-74.
Неполная разборка и сборка АК-74
Практическое выполнение упражнений с
автоматом АК – 74
4
2
2
4
-
4
Пневматическая винтовка. Правила
удержания и прицеливания из винтовки
Стрельба из пневматической винтовки из
положения сидя.
Стрельба из пневматической винтовки
из положения, стоя с упора и без упора.
Основы строевой подготовки
Строевая подготовка – как элемент военноучебной подготовки. Команды строевой
подготовки и правила их выполнения.
Строй и его элементы
Строй и управление им
Отдание воинской чести без оружия
Повороты на месте
Перестроение в две, три шеренги
Движение строевым шагом
Основы тактической медицины
Понятия тактической медицины.
Аптечка первой помощи
Виды кровотечений. Жгуты, турникеты.
Этапы оказания помощи раненым.
Самопомощь.
Выживание в автономных условиях
ТБ при участии в туристских походах.
Укомплектование вещевого мешка,
рюкзака.
Обустройство места расположения.
Установка палатки.
Осенний марш-бросок (двухдневный)
Весенний марш-бросок (трехдневный)
2
-
2
6
-
6
6
-
6
22
2
8
2
14
-
2
2
4
4
4
4
14
2
2
4
4
2
26
4
2
2
2
8
2
2
2
2
6
2
2
4
4
4
6
2
2
2
20
2
2
2
6
12
2
2
2
2
4
10
144
32
112
Итого:
13
неполная сборка и
разборка автомата на
время
наблюдение
сдача нормативов
военно –
спортивная игра
Содержание учебно- тематического плана
Введение
Теория: Правила поведения в учреждении. Техника безопасности во время занятий.
Знакомство с программой и особенностями её реализации..
Практика: педагогический тренинг на знакомство и сплочение группы.
Раздел 1. Становление юнармейского движения.
Тема 1.1. История возникновения юнармейского движения.
Теория: Основные цели и задачи Юнармейского движения. Символика юнармейского
движения. Генезис символа. Фирменные цвета движения. Знаки и флаг юнармии.
Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды. Устав ВВПОД «Юнармия».
Цели и задачи движения. Структура
движения. Права и обязанности участников
Движения. Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца.
Тема 1.2 Воинские звания ВС РФ.
Теория: воинские звания, знаки отличия.
Практика: практическая работа по соотнесению воинского звания и отличительного знака.
Формы контроля: викторина
Раздел 2. Радиационная, химическая и биологическая защита/РХБЗ/
Тема 2.1. Назначение и устройство фильтрующего противогаза.
Теория: Назначение и устройство фильтрующего противогаза. Правила пользования
противогазом. Порядок проведения технического обслуживания средств индивидуальной
защиты в подразделении. Порядок проведения технической проверки фильтрующих и
изолирующих противогазов. Подборка противогаза по размеру.
Тема 2.2. Отработка навыка надевания (снятия) противогаза.
Практика: выполнение алгоритма надевания противогаза на время (для выполнение
норматива). Демонстрация порядка действия по надеванию и снятию противогаза. Тренировка:
сначала медленно, с детальным контролем правильности действий. После - работа над скоростью:
соревнования между собой.
Тема 2.3. Назначение и комплектация общевойскового защитного комплекта.
Теория: Назначение и комплектация ОЗК. В состав ОЗК входят: защитный плащ ОП-1М,
защитные чулки, защитные перчатки летние БЛ-1М, защитные перчатки зимние БЗ-1М,
утеплительные вкладыши к защитным перчаткам БЗ-1М, чехол для защитного плаща, чехол
для защитных чулок и перчаток.
Тема 2.4. Укладка и переноска защитного комплекта.
Практика: Укладка защитного комплекта. Необходимое оборудование: противогаз (шлем-маска
+ коробка фильтра), средства защиты кожи (защитный костюм Л-1 или другой защитный
комбинезон), перчатки защитные, резиновые сапоги, сумка или контейнер для хранения
оборудования. Этапы укладки: подготовительные действия, упаковка противогаза, укладка
средства защиты кожи, завершение упаковки. Два основных способа переноски защитного
14
комплекта: рюкзак или специальная сумка; поясная система крепления. Заключительный этап проверка сохранности и работоспособности оборудования.
Тема 2.5. Отработка навыков одевания ОЗК в виде плаща.
Практика: конструкция ОЗК. Основные части комплекта: капюшон, воротник, рукава, клапаны
вентиляции, манжеты, зажимы застежек и шнурки для регулировки длины изделия.
Последовательность действий при одевании. Отработка навыка максимально быстрого и
качественного одевания ОЗК.
Тема 2.6. Отработка навыков одевания ОЗК в виде комбинезона
Практика: Назначении ОЗК. Разбор конструкции защитного костюма-комбинезона.
Правильность и последовательность действий при надевании и снятии ОЗК. Контроль состояния.
Отработка навыка максимально быстрого и качественного одевания ОЗК.
Формы контроля: сдача норматива
Раздел 3. Физическая подготовка.
Тема 3.1. Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья.
Теория: Физическая подготовка и её значение для поддержания высокого уровня здоровья,
профилактики болезней и увеличения продолжительности качественной жизни. Значение
физической подготовки для прохождения воинской службы.
Тема 3.2. Меры обеспечения безопасности при выполнении упражнений.
Теория: Правила безопасности при выполнении силовых упражнений, на турнике, с
гимнастическими снарядами и др.: тщательная разминка; использование правильной техники;
постепенный прогресс нагрузок; контроль за дыханием; соблюдение мер предосторожности при
работе с оборудованием; адекватная экипировка; индивидуальные ограничения; регулярный
отдых и восстановление.
Тема 3.3. Общеразвивающие упражнения.
Практика: выполнение комплекса вольных упражнений. Упражнения на координационной
лесенке, упражнения на гимнастической скамейке, различные полосы препятствий,
упражнения с мячами различных размеров (броски, ловля в разных исходных положениях, по
одному и в парах), различные виды передвижений (боком, скрестным шагом, спиной вперед, с
вращением) кувырки.
Тема 3.4. Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие дистанции.
Практика: Разминка. Пробегание отрезка в 30–40 метров с ходу; бег по инерции после
пробегания отрезка в 10–15 метров с максимальной скоростью; бег с ускорением на отрезке в
30–35 метров; бег под уклон. Челночный бег на различные отрезки, с изменением видов
передвижения и исходных положений, ускорения с места на короткие дистанции, элементы
плиометрики, упражнения с выполнением по звуковому или зрительному сигналу, эстафеты,
ускорения с противодействием.
Тема 3.5. Силовая подготовка.
15
Практика: Разминка. Упражнения, направленные на развитие крупных мышечных групп
(мышцы ног, спины и торса) – отжимания, подтягивания на низкой и высокой перекладине,
приседы и выпады с отягощением, скручивания, работа с отягощением направленная на
развитие мышц рук и плечевого пояса.
Тема 3.6. Приемы рукопашного боя.
Практика: Техника выполнения ударов. Техника прямых ударов. Упражнения для
изучения механики ударов. Техника боковых ударов. Упражнения для изучения механики
ударов. Упражнения с оружием. Упражнения без оружия.
Тема 3.7. Упражнения на перекладине.
Практика. Упражнения
на перекладине: классическое подтягивание; австралийские
(наклонные) подтягивания; подтягивание обратным хватом; подъём ног в висе; выход силой
на две руки; прогулка по канату (лесенка); французский выход (махи ногами в положении
вися).
Формы контроля: сдача нормативов
Раздел 4. Основы огневой подготовки
Тема 4.1. Виды огнестрельного боевого оружия.
Теория: Виды огнестрельного оружия. Оружие гражданское и боевое. Автоматы и
штурмовые винтовки. Винтовки. Пистолеты и револьверы. Гладкоствольное и нарезное
оружие. Дополнительная классификация: по типу боеприпасов (патроны, гранаты, ракеты),
принципу действия (автоматическое, самозарядное, несамозарядное), сфере применения (боевое,
полицейское, охотничье). Выбор конкретного вида вооружения зависит от решаемых боевых
задач, рельефа местности и климатических условий театра военных действий.
Тема 4.2. Устройство и ТТХ АК-74.
Теория: Устройство и ТТХ АК-74. Тактико - технические характеристики. Работа его частей
и механизмов. Модификации. Преимущества и недостатки.
Формы контроля: тест
Тема 4.3. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. Неполная разборка
и сборка АК- 74.
Теория: Боевые свойства АК-74. Требования безопасности при работе с оружием.
Практика: Практическое выполнение неполной разборки и сборки АК-74. Условия
выполнения НУ. Практическое выполнение упражнения из АК – 74. стрельба без пуль.
Тема 4.4. Практическое выполнение упражнений с автоматом АК – 74
Практика: Выполнение упражнений. Тренировка по неполной сборке и разборке автомата.
Заряжение и разрядка автомата.
Форма контроля: неполная сборка и разборка автомата на время.
Тема 4.5. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки.
16
Практика: Базовые настройки и регулировки пневматической винтовки. Снаряжение и
принадлежности стрелка. Техника стрельбы из пневматической винтовки. Требования к
подготовке и стрельбе. Элементы техники стрельбы. Отработка навыка. Тренировка
удержания винтовки, прицеливание. Соблюдение режима дыхания.
Формы контроля: выполнение норматива.
Темы 4.6. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя с локтей.
Практика: Требования к изготовке для стрельбы сидя. Отработка навыка. Тренировка
удержания винтовки, прицеливание. Соблюдение режима дыхания. Стрельба из винтовки из
положения стоя без упора по биатлонной мишени.
Темы 4.7. Стрельба из пневматической винтовки из положения стоя с упором и без
упора.
Практика: Отработка навыка. Тренировка удержания винтовки, прицеливание. Соблюдение
режима дыхания. Стрельба по квадрату 10х10. Стрельба по мишени с расстояния 10 м.
Стрельба из винтовки из положения стоя без упора по биатлонной мишени.
Раздел 5. Основы строевой подготовки.
Тема 5.1 Строевая подготовка как элемент военно-учебной подготовки. Команды
строевой подготовки и правила их выполнения.
Теория: Задачи и виды строевой подготовки. Строи и управление ими. Одиночные строевые
приёмы. Командные строевые приёмы.
Тема 5.2. Строй и его элементы.
Теория: Элементы строя: строй, фланг, тыл. Интервал и дистанция строя. Глубина и ширина
строя. Развёрнутый строй, походный строй.
Тема 5.3. Строй и управление им.
Теория: Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю.
Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения).
Тема 5.4. Отдание воинской чести без оружия.
Теория. Отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести в движении. Выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Ответ на приветствие.
Практика: отработка навыка отдания чести на месте и в движении.
Тема 5.5. Повороты на месте
Практика: Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при
передвижении строя. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг.
Размыкание влево, вправо. Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка
строевых приемов: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды:
«равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной
группы.
17
Тема 5.6. Перестроение в одну, две шеренги
Практика: Перестроение из одной шеренги в две. После расчета на первый, второй подается
команда: «В две шеренги — Стройся!» Действия: вторые номера делают шаг левой ногой
назад (счет — «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет — «два») и, становясь
в затылок первому, приставляя левую ногу (счет — «три»). Построение из двух шеренг в
одну. Команда: «В одну шеренгу— Стройся!»
Тема 5.7. Движение строевым шагом
Практика: команда «Строевым шагом – МАРШ», тренировка в движении руками;
тренировка в обозначении шага на месте; тренировка в движении строевым шагом на четыре
счета; тренировка в движении строевым шагом на два счета; тренировка в движении строевым
шагом в замедленном темпе (со скоростью 50–60 шагов в минуту). Разучивание строевой
песни. Повороты в строю. Подача и выполнение команд в строю. Ответ на приветствие
командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Перестроение в строю. Отработка
строевой песни при передвижении.
Формы контроля: наблюдение
Раздел 6. Основы тактической медицины.
Тема: 7.1. Основные понятия тактической медицины.
Теория: Понятия и принципы тактической медицины. Тактическое медицинское обеспечение.
Тактические зоны. Понятия «самопомощь», «взаимопомощь».
Тема 6.2. Аптечка первой помощи.
Теория: Отличительные особенности тактической аптечки. Компоненты тактической
аптечки. Особенности комплектования и использования.
Тема 6.3. Виды кровотечений. Жгуты, турникеты.
Теория: Виды кровотечений. Правила применения всех временных остановок кровотечений.
Практика: Отработка навыков наложения жгутов, турникетов. Отработка правил
тампонирования раны.
Тема 6.4. Этапы оказания помощи раненым.
Теория: Алгоритм анализа ситуации. Определение тактической зоны. Красная, жёлтая,
зелёная- тактические зоны. Действия по алгоритму «Кулак барин». Ошибки в оказании
помощи. Подготовка к длительной эвакуации.
Практика: отработка практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Тема 6.5. Самопомощь.
Практика: Наложение повязок, жгута одной, двумя руками. Правила выполнения инъекции
самому себе. Подручные средства для перевязок: тесьма, галстук, платок, лыжи, лыжные
палки, кусок доски. Правила использования перевязочных материалов.
Формы контроля: сдача нормативов
18
Раздел 7. Выживание в автономных условиях.
Тема 7.1. Соблюдение ТБ при организации и проведении туристских походов.
Укомплектование вещевого мешка, рюкзака.
Теория: Причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах и на
тренировочных занятиях.. Погодные условия в походе. Одежда и снаряжение. Групповое
снаряжение. Вещевой мешок, рюкзак. Конструкция и укладка. Достоинства и недостатки.
Практика: Отработка навыка укомплектования вещевого мешка, рюкзака: выбор
снаряжения, распределение веса, организация внутреннего пространства, упаковка личных
вещей, доступ к необходимым предметам.
Тема 7.2. Обустройство места расположения.
Практика: Организация и развёртывание полевого лагеря. Выбор участка. Установка
временного жилья. Организация быта. Уход за лагерем.
Тема 7.3. Установка палатки.
Практика: Использование палаток. Правила установки палатки. Требования к палаткам.
Последовательность установки палатки.
Тема 7.4. Осенний двухдневный марш-бросок.
Практика: согласно программы о марш-броске
Тема 7.5. Весенний трехдневный марш-бросок.
Практика: согласно программы о марш-броске
Форма контроля: военно – спортивная игра
19
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Общее количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
1 год обучения
36
72
4
144
17
19
01.09
30.12 – 8.01
4.11, 23.02, 9.03,
1.05, 4.05, 11.05.
31.05
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и
специального снаряжения; имеется складское помещение для хранения специального
снаряжения, палаток и другого оборудования.
Оборудование:
- по разделу «Тактическая медицина»: наглядные пособия, учебные фильмы, аптечки для
тактической медицины – 2 шт.
- по разделу «Огневая подготовка»: макеты АК-74М , РПК, ПМ, мишени, наглядные пособия,
пневматические винтовки, учебные гранаты Ф – 1, РГД – 5.
- по разделу «Строевая подготовка»: комплект видео-уроков, строевой плац, с разметкой для
занятий по одиночной строевой подготовки и с разметкой по занятиям с караульной сменой.
- по разделу «История юнармейского движения»: комплект видео-уроков по военной
истории; наглядные пособия: плакаты, таблицы и др.; методические пособия, уставы:
строевой, внутренней службы, гарнизонной и караульной службы.
- по разделу «Выживание в автономных условиях»: плащ-палатки, котлы для приготовления
пищи, спальные мешки, туристические рюкзаки, котелки, кружки, фляжки.
Методические условия реализации программы определяются спецификой целевых
аудиторий и особенностями предмета подготовки. Программа охватывает широкий диапазон
навыков и компетенций, требуя разнообразия методик и форм учебной деятельности.
20
Ведущие методы реализации программы:
Устное изложение учебного материала используется для передачи теории, инструктажа
и разъяснений относительно предметов и объектов изучения. Лекции, рассказы и инструкции
предоставляют фундаментальную основу знаний.
Обсуждение изучаемого материала проводится в виде бесед, дискуссий и обсуждений.
Активизирует мыслительную деятельность, помогает усваивать материал глубже, стимулирует
аналитическое мышление и умение выражать свое мнение.
Показ и демонстрация применяются для наглядного представления предметов, процессов
и действий. Демонстрация экипировки, оборудования, техник выполнения упражнений
существенно улучшает восприятие и усвоение нового материала.
Упражнения и тренировки. Практическая часть программы реализуется путем
регулярных тренировок и упражнений. Такие занятия улучшают технику исполнения,
вырабатывают автоматизмы и закрепляют полученные знания и навыки.
Марш-броски служат способом комплексного тестирования физической подготовки,
выносливости и психологической устойчивости участников. Способствуют развитию
стратегического мышления и навыков командной работы.
Формы организации занятий:
Практические занятия занимают центральное место в обучении и включают различные
виды подготовки:
- строевую подготовку: изучение команд, перестроений, порядка построения, строя и марша;
- огневую подготовку: обучение обращению с оружием, правилам безопасности и основам
стрельбы;
- тактическую медицину: обучение оказанию первой помощи, действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Цель таких занятий - закрепить теоретические знания практическими навыками,
отработать приемы и процедуры, характерные для конкретной сферы деятельности.
Тренировочные занятия направлены на поддержание постоянной готовности участников
к действию в нестандартных ситуациях. Используют моделирование сценариев для практики
реагирования и выработки стратегии.
Теоретические занятия. Теория представлена в форме лекций, бесед и дискуссий.
Основная цель — передача систематизированных знаний и идей, создание базы для дальнейшего
совершенствования практических навыков.
2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
Для оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики
обучающегося предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий - проводится в течении учебного года, для выявления уровня овладения
обучающимся знаниями, умениями и навыками по отдельным темам: педагогическое
наблюдение;
- промежуточный контроль – организуется после изучения основных разделов программы и
проводится в форме сдачи нормативов и практической работы;
21
- итоговый контроль – по окончанию изучения программы в форме военно – спортивной игры,
которая охватывает все разделы программы и даёт возможность отследить не только
командные результаты, но и индивидуальные.
Кроме того, учитываются достижения обучающихся при их участии в различных
конкурсных, соревновательных мероприятиях, социально – значимых акциях.
Формы контроля.
Педагогическое наблюдение используется в рамках текущего контроля и позволяет
оценить качество проводимой работы, определить успехи и трудности воспитанников, выявить
проблемы и своевременно скорректировать ход обучения. Наблюдение проводится визуально, с
применением записей, фото- или видеосъемки. Выбор метода зависит от цели наблюдения и
удобства фиксации данных. Процесс наблюдения непосредственно на занятии включает
фиксацию следующих моментов:
- поведение участников: внимательность, заинтересованность, активность;
- взаимодействие участников с преподавателем и друг с другом;
- наличие ошибок и затруднений;
- соблюдение установленных норм и правил;
- достигнутый результат: усвоение материала, овладение навыками.
После завершения наблюдения данные подвергаются тщательному анализу. Оценивается
эффективность применяемых методов, степень соответствия ожидаемых и фактических
результатов, уровень активности участников и другие показатели.
Сдача нормативов проходит после изучения основных разделов программы, в которых
они предусмотрены. Стандартные нормативы охватывают физическую подготовку (бег,
подтягивания, прыжки в длину), проверку владения оружием (стрельбы из пневматического
пистолета или винтовки), оценку знаний в области тактики, медицины и прочего. Испытания
проходят строго по установленным критериям и регламенту. Участник последовательно
выполняет каждый тест, фиксируется время или результат. Результаты записываются в ведомость.
После окончания испытания подсчитываются итоги и сравнивают их с установленными нормами.
Военно – спортивня игра проводится в рамках весеннего марш – броска, который
проходит в течении 3 дней в полевых условиях.
Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам контроля в
«Карту результативности учебной группы».
22
2.4. Список литературы
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
Список литературы для педагогов
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. //
Российская газета. — 1993. — № 237. — Декабрь.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» (редакция от 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. —
1998. — № 13. — Ст. 1475.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (редакция от
01.03.2023) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1992. — № 30. — Ст. 1797.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //
Российская газета. — 2018. — № 98. — Май.
Пособия:
Артемьев, В. В. История Российского флота / В. В. Артемьев. — СПб.: Наука, 2017. — 480
с.
Гаврилов, С. А. Первая помощь в экстремальных ситуациях / С. А. Гаврилов. — Москва:
Просвещение, 2019. — 256 с.
Егоров, В. Н. Организация и методика проведения военно-полевой подготовки / В. Н.
Егоров. — Самара: Самарский университет, 2020. — 216 с.
Капустян, В. М. Медицинская подготовка военнослужащих / В. М. Капустян. —
Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. — 320 с.
Кожухов, А. И. Современная Россия и глобальные вызовы XXI века / А. И. Кожухов. —
Москва: Политическая энциклопедия, 2021. — 456 с.
Петров, А. В. Основы охраны труда и противопожарной безопасности / А. В. Петров. —
Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 2020. — 304 с.
Радченко, А. Г. Основы тактики сухопутных войск / А. Г. Радченко. — Тверь: Тверской
военный институт, 2019. — 288 с.
Смирнов, В. П. Гражданская оборона и защита населения в чрезвычайных ситуациях / В. П.
Смирнов. — Омск: ОмГУПС, 2020. — 352 с.
Тихонов, И. А. Патриотическое воспитание школьников средствами военно-исторической
реконструкции / И. А. Тихонов. — Курск: Изд-во Юго-Западного государственного
университета, 2021. — 240 с.
Трошин, А. Н. Техника безопасности при проведении массовых мероприятий / А. Н.
Трошин. — Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2020. — 160 с.
Яковлев, Д. А. Военно-политическая культура Российской Федерации / Д. А. Яковлев. —
Оренбург: Оренбуский гос. аграрный университет, 2020. — 280 с.
Периодические издания:
Газета «Российские Вооруженные Силы», еженедельное издание.
Журнал «Военное обозрение», ежемесячный выпуск.
Научно-аналитический журнал «Арсенал Отечества», ежеквартальный выпуск.
Интернет-ресурсы:
23
1. Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Юнармия»:
https://yunarmia.ru/.
2. Портал Минобороны России: http://mil.ru/.
3. Электронные библиотеки Российской академии наук: http://elibrary.ru/.
Список литературы для обучающихся (родителей)
1. Балашов, А. И. Что такое армия? /А. И. Балашов. — Москва: Росмэн-Пресс, 2018. —128 с.
2. Борисов, В. В. Первая помощь детям и взрослым : справочник по неотложной помощи / В.
В. Борисов. — Москва: Эксмо, 2020. — 256 с.
3. Воробьёв, А. В. Основы военной службы и патриотизма : книга для юношества / А. В.
Воробьёв. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 192 с.
4. Грачев, Ю. Н. Юнармия: шаг вперед! / Ю. Н. Грачев. — Москва : Молодая гвардия, 2020.
— 144 с.
5. Денисов, Д. В. Юнармейская азбука / Д. В. Денисов. — Воронеж : МО РФ, 2019. — 160 с.
6. Зайцев, В. П. Подвиг советских солдат в годы войны: иллюстрированная хроника / В. П.
Зайцев. — Москва: Русское слово, 2021. — 224 с.
7. Кирьяков, А. Г. Азбука туризма и выживания: советы начинающему путешественнику / А.
Г. Кирьяков. — Ярославль: Академия развития, 2020. — 176 с.
8. Коваленко, В. С. Юнармейцы — молодцы! Путеводитель по миру приключений и спорта /
В. С. Коваленко. — Минск: Харвест, 2021. — 128 с.
9. Куприянов, И. И. Готовься стать героем: приключения юнармейцев / И. И. Куприянов. —
Москва: Искусство-СПб, 2020. — 160 с.
10. Леонов, Н. А. Знаменитые битвы и легендарные победы русских воинов / Н. А. Леонов. —
Москва: Белый город, 2021. — 240 с.
11. Морозов, П. В. Мир вокруг тебя глазами солдата / П. В. Морозов. — Нижний Новгород:
Дедушка, 2020. — 192 с.
12. Николаев, С. И. Приключения юнармейцев: роман для подростков / С. И. Николаев. —
Красноярск: Информцентр, 2021. — 208 с.
13. Семенов, А. С. За нами — наша страна: исторический очерк / А. С. Семенов. —
Екатеринбург: УрФУ, 2020. — 160 с.
14. Хрусталёва, Е. А. Мы будем помнить вас, солдаты: рассказы о военном детстве / Е. А.
Хрусталёва. — Новосибирск: Сибгосуниверситет, 2021. — 176 с.
15. Юркин, В. Г. Быть готовым ко всему: карманный путеводитель юнармейца / В. Г. Юркин.
— Казань : Казан. гос. пед. университет, 2020. — 128 с.
24
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Молодая гвардия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Молодая
гвардия» социально – гуманитарной направленности, т.к. направлена на всестороннее
развитие и совершенствование подрастающего поколения, сохранение и приумножение
патриотических традиций, формирование гражданской позиции и ответственности,
готовности служить Родине.
Цель программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота,
обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к
Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Молодая гвардия»
способствует формированию жизнеспособной, социализированной личности, обладающей
социально-нравственными, ценностными качествами, с активной, твердой гражданской
позицией, развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом. Она
формирует у подростков целостное представление о роли гражданина как патриота и
защитника своей Родины, личности, способной выживать и оказывать помощь пострадавшим
в экстремальной ситуации, личности, умеющей принимать решения и брать ответственность
на себя.
Программа модифицированнаяи адаптирована для работы с детьми и подростками в
возрасте от 11 до 15 лет, ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов, интересов,
способностей и особенностей детей.
Данная программа отличается от других аналогичных программ особенностями,
обусловленными спецификой и целями военно-патриотического воспитания:
- инновационный подход к обучению;
- широкий спектр специализаций;
- реалистичная практика.
Программа «Патриот» базового уровня, предназначена для подростков от 13 до - 16
лет. К освоению программы допускаются все дети без исключения. Формирование групп с
количеством обучающихся от 12 - 15 человек. Группы формируются разновозрастные.
Объём программы – 144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10
мин. общее количество часов в неделю – 4. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
25