ДООП Рисуем вместе

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 1

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор МКОУ
Туринская СОШ №1»

Педагогического совета

Н. Струина

Протокол № 1 от 26.08.2025 г.

-д от 29.08.2025 г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Рисуем вместе»
Возраст учащихся: 1 0 - 1 2 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Потапова Валентина Владиславовна
учитель начальных классов

f
O

С.

Туринская Слобода, 2025

г.

'-

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Наименование программы:
II Направленность:
III Сведения об авторе составителе
1. ФИО
2. Образование
3. Место работы
4. Должность
5. Квалификационная категория
6.Электронный
адрес,
контактный телефон
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Рисуем вместе»
художественная

Потапова Валентина Владиславовна
среднее специальное
МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
учитель начальных классов
89527310390

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования
к обеспечению безопасности и (или)

безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035
года»;
- Устав МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
освоения 1 год, 36 часов

2. Объем и срок
программы
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Тип программы:
6. Вид программы
7. Уровень программы
V. Характеристика программы
1.По месту в образовательной
модели:
2. Цель программы:

3.Учебные разделы

очная
10 – 12 лет
модифицированная
традиционная
базовый
программа разновозрастного детского объединения
формирование у обучающихся начальных художественных
навыков, творческого мышления и интереса к
изобразительному искусству через освоение основ
изобразительной грамоты и практическую художественную
деятельность.
Изобразительная грамота
Композиция
Графика

Живопись
Декоративное рисование
4.Ведущие формы и методы Формы организации образовательной деятельности:
образовательной деятельности
комплексное групповое занятие, работа в микрогруппах,
практическое занятие, творческая мастерская, участие в
фестивалях, конкурсах, выставках, экскурсия
Методы и формы обучения:
Словесные
методы: беседа,
обсуждение:
рассказ,
дискуссия.
Наглядно-иллюстративные:
показ,
демонстрация
(технологических карт, творческих работ воспитанников,
картин художников) т.д.
Практические методы: упражнения (наброски, зарисовки),
т.д.
5.Формы
мониторинга
педагогическое наблюдение, выставка, участие детей в
результативности
фестивалях и конкурсах разного уровня

РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно - тематический план
Содержание учебно – тематического плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.4. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем вместе»
художественной направленности.
Тип программы модифицированная. Разработана на основе изучения программ
данного направления и на основе авторской образовательной программы детского
объединения «Изостудия». Автор Пилипенко Ж.В. - педагог дополнительного образования
МАОУ ДО «ДДТ «У Белого озера», город Томск. Программа адаптирована для работы с
детьми 10 – 12 лет, отвечает требованиям современной жизни и учитывает технические
потребности, а также возрастные особенности учащихся.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной
и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов, интересов,
способностей и особенностей детей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Устав МКОУ «Слободо – Туринская СОШ №1»
Актуальность программы. Актуальность программы «Рисуем вместе» определяется
задачами всестороннего развития детей, закреплёнными в Законе РФ «Об образовании» (№
273-ФЗ от 29.12.2012), который предусматривает обеспечение условий для развития
творческих способностей, самовыражения и индивидуальности учащихся.
Программа поддерживает реализацию положений Концепции дополнительного
образования детей в РФ, направленных на формирование эстетических, социальных и
культурных компетенций, развитие воображения, эмоционального интеллекта и навыков
сотрудничества.
Помимо этого, занятия изобразительным творчеством являются ценнейшей
возможностью для формирования креативности ребёнка, для формирования таких
личностных качеств как: восприятие, воображение, гибкость мышления. Изобразительная
деятельность является одним из важнейших средств познания мира и средств самовыражения
личности. Занятия рисованием, живописью формируют эстетическую культуру и культуру
чувств ребёнка, развивают его эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира,
развивают воображение, творческую фантазию, образное и логическое мышление
необходимое для адаптации в современных жизненных условиях.
Вся организация работы в объединении помогает детям осознавать, что занятия
искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий
настойчивости, готовности.
Адресат программы.
Программа предусматривает работу с детьми от 10 до 12 лет. Формирование
контингента обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детей. При
реализации программы учитываются возрастные и психолого – педагогические особенности
обучающихся.
В этот возрастной период у детей формируется чувство стиля, художественный вкус, они
уже способны к более сложным художественным задачам и могут экспериментировать с
формой, цветом, композицией.
Кроме этого, программа Программа учитывает когнитивные, эмоциональные и
социальные особенности детей этого возраста:
- развитие абстрактного и образного мышления позволяет работать с композициями, цветом и
формой более осознанно;
- повышенная эмоциональная восприимчивость и потребность в самовыражении реализуется
через творческие задания, художественные проекты и коллективные работы;

- формирование навыков сотрудничества и общения учитывается через групповую работу,
обсуждение результатов и совместное творчество;
- развитие мелкой моторики и координации руки через разнообразные техники рисования и
работы с материалами;
- интерес к новым техникам и экспериментам поддерживает познавательную активность и
мотивацию к обучению.
Таким образом, программа создаёт условия для гармоничного развития творческих,
когнитивных и социальных компетенций детей 10–12 лет.
Группа формируется разновозрастная по 12 – 15 чел.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Программа реализуется на базовом уровне, что
предполагает формирование у детей начальных знаний, умений и навыков в изобразительном
искусстве. Основная цель уровня — освоение базовых техник рисования, знакомство с
основами композиции, цветовой гаммы и выразительных средств, а также развитие
творческого воображения и интереса к художественной деятельности. На этом уровне особое
внимание уделяется:
- ппростым и доступным художественным заданиям;
- освоению основных материалов и инструментов (карандаш, краски, бумага);
- развитию наблюдательности, фантазии и умению выражать свои идеи в рисунке;
- формированию положительной мотивации к творчеству и коллективной работе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего
по программе – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.
Перечень видов занятий: беседа,
обсуждение:
рассказ, дискуссия,
показ,
демонстрация, упражнения, выполнение творческих заданий, т.д.
Перечень форм подведения итогов: наблюдение, выставка творческих работ детей.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование у обучающихся начальных художественных
навыков, творческого мышления и интереса к изобразительному искусству через освоение
основ изобразительной грамоты и практическую художественную деятельность.
Задачи
Обучающие:
- научить детей работать с бумагой, инструментами, красками;
- научить простейшим навыкам рисования;

- сформировать знания об основах композиции, навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, общественнополезной деятельности.
Развивающие:
- развитие логического мышления, сообразительности;
- развитие усидчивости, аккуратности, внимания, наблюдательности. творческого
воображения;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Личностные:
воспитание учащихся в атмосфере доверия и сотрудничества для раскрытия
творческого потенциала личности каждого ребенка;
- воспитание упорства, честности, трудолюбия, достижения желаемого результата;
воспитание
доброжелательности,
взаимоуважения,
взаимовыручки
и
взаимопомощи в коллективе, умения работать и выполнять коллективные работы и
передавать свои знания другим.
1.3.

Планируемые результаты

Предметные:
- умеют работать с бумагой, инструментами, красками;
- сформированы знания об основах композиции, навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, общественнополезной деятельности;
- интересуются искусством, проявляют любовь к данному виду деятельности;
Метапредметные:
- понимание задачи поставленной педагогом и выполнение ее поэтапно;
- наличие начального опыта творческого осмысления искусства эстрадного пения на основе
личных экспериментов;
- сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Личностные:
- трудолюбивы, честны, нацелены на достижение желаемого результата;
- в работе усидчивы, аккуратны, внимательны, наблюдательны;
- развито творческое воображение;
- с уважением относятся к друзьям и взрослым; могут помочь другим.

Учебно – тематический план
Количество часов
№
Название раздела
п./п.
Всего Теория Практика
1
Введение
1
1
2
Изобразительная грамота
4
1
3
2.1
Полный цветовой круг.
1
Живописные и графические
упражнения.
2.2
Фигура человека.
1
2
3
Композиция
11
1
10
3.1
«Воспоминание о лете».
1
2
Линия горизонта.
Плановость.
3.2
Композиция. Осень в парке.
2
Улица, уходящая вдаль.
3.3
«Зимний солнечный день».
2
3.4
«Весна – красна».
2
3.5
Дождь в городе.
2
4
Графика
3
1
2
4.1
Геометрические тела.
1
2
Светотень. Натюрморт из
трёх предметов, разных по
форме.
5
Живопись
5
1
4
5.1
Жанры
изобразительного
1
искусства. «Осенний букет».
5.2
Натюрморт из трёх
2
предметов.
5.3
Весенний букет.
1
1
6
Нетрадиционные техники
12
4
8
6.1
Рисование тычком кисти
1
2

Формы аттестации
/ контроля
наблюдение, беседа
наблюдение

6.2
6.3
6.4

Рисования отпечатками
ладони
Рисования отпечатками
пальцев
Формы шаблона
ИТОГО:

36

выставка

выставка
выставка

творческое задание

творческое задание
творческое задание

выставка

1

2

выставка

1

2

выставка

1
9

2
27

творческое задание

Содержание учебно – тематического плана

Раздел 1.Вводное занятие.
Теория. Правила техники безопасности. Повторение правил техники безопасности. Правила
личной гигиены при работе в изо-студии. Обсуждение учебного плана.
Формы контроля наблюдение, беседа
Раздел 2. Изобразительная грамота.
Тема 2.1. Полный цветовой круг. Живописные и графические упражнения.
Практика. Рисование цветового круга. Работа графическими и живописными материалами.
Цветовая растяжка, графические упражнения (линией , штрихом, пятном, силуэтом, и. др.).
Формы контроля. наблюдение
Тема 2.2. Фигура человека.
Теория. Образная выразительность фигуры человека, изображѐнной
Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практика. Выполнение заданий: «Во дворе», «На прогулке», «На катке».
Формы контроля. творческое задание

в

движении.

Раздел 3. Композиция.
Тема 3.1. «Воспоминание о лете». Линия горизонта. Плановость.
Теория. Линия горизонта- самая значительная линия пейзажа. Пропорциональные
соотношения неба и земли, их влияние на восприятие пейзажа. Наблюдаем в природе за
изменением цвета, в зависимости от степениудаления от наблюдателя. Ближний и дальний
лес, близкие и далѐкие объекты природы.
Практика. Пишем лесной пейзаж (морской, степной). Вводим в пейзаж планы дальнего и
ближнего леса.
Тема 3.2. Композиция. Осень в парке. Улица, уходящая вдаль.
Практика. Экскурсия в парк. Выполняем пейзаж с учѐтом воздушной и линейной
перспективы. Передний и задний план, ближний и дальний лес. Навыки работы гуашью.
Формы контроля. выставка
Тема 3.3. «Зимний солнечный день».
Практика. Поиск самого интересного мотива среди множества других. 2-3- эскиза. Поиск
цветового решения. Детальная проработка.
Тема 3.4. «Весна – красна».
Практика. Создаѐм облик прекрасной девушки. Еѐ одежда может выполнятся в традициях
русского народного костюма . Закрепляем навыки изображения человеческого лица и фигуры.
Тема 3.5. Дождь в городе.

Практика. Передача художественными средствами
состояние природы и людей в
дождливый осенний день. Продолжение формирования навыков «родственного» внимания к
явлениям и объектам природы.
Формы контроля. выставка
Раздел 4. Графика
Тема 4.1. Геометрические тела. Светотень. Натюрморт из трѐх предметов, разных по форме.
Теория. Конструкция предметов, линейный (сквозной) рисунок, градации светотени.
Техника штриха и его культура.
Практика. Поэтапное выполнение рисунка из геометрических тел.
Формы контроля. творческое задание
Раздел 5. Живопись.
Тема 5.1. Жанры изобразительного искусства. «Осенний букет».
Практика. Создаѐм образ осеннего изобилия, пышной красоты. Выполняем работу в
комбинированной технике, сочетая работу лессировками с работой «а-ля-прима».
Формы контроля. творческое задание
Тема 5.2. Натюрморт из трѐх предметов. Анализ натуры, еѐ конструкции, цвета, светотени.
Практика. Практическое занятие. Линейное изображение, определение цветовых сочетаний
(первая пропись). Подбор цветов, близких натуре, живопись «по сырому», «по сухому».
Формы контроля. творческое задание
Тема 5.3. Весенний букет.
Теория. Обучение рисованию цветов с натуры. Композиция рисунка. Рисование форм, цвета,
ритма. Умение выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта. Развитие
глазомера, аналитических способностей. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту
весенней природы, бережного отношения к ней.
Практика. Рисование букета
Раздел 6. Нетрадиционные техники
Тема 6.1 Рисование тычком кисти
Теория. Рисование тычком кисти: кроны деревьев, фона рисунка, тычком кисти. Печатание
техникой печати губкой, подручными средствами, набрызгивания краски кистью, зубной
щеткой.
Практика. Изображение леса, тычком кисти
Формы контроля. выставка
Тема 6.2 Рисования отпечатками ладони
Теория Прием рисования отпечатками ладони. Прием «набрызг пулевизатором», используя
шаблоны.
Практика. Преобразовываем знакомую форму предметов в новый образ путем придания ему
человеческих черт.

Формы контроля. выставка
Тема 6.3 Рисования отпечатками пальцев
Теория Прием рисования линейными отпечатками пальцев. Преобразование отпечатков
ладони в изображение архитектурных сооружений.
Практика. Рисование животных, лошади. Рисуем кота в движении.
Формы контроля. выставка
Тема 6.4 Формы шаблона
Теория Рисование с использованием формы шаблона: капля (используя шаблоны капли
разного размера). Работа на основе видоизмененных капель.
Практика. Изображение подводного мира, рисунок по желанию ребенка подручными
печатями
Формы контроля. творческое задание

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Общее количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
36
1
36
17
19
01.09
30.12 – 8.01
4.11, 23.02, 9.03,
1.05, 4.05, 11.05.
31.05

2.2. Условия реализации программы
1. Социально-педагогические:
- участие в мероприятиях школы;
- возможность участия в фестивалях, детских и молодежных конкурсах, концертах.
- сотрудничество со стейкхолдерами:
Внутренними:
- с родителями (законными представителями) воспитанников в различных формах
(совместная творческая деятельность, индивидуальные и групповые собеседования)
- с педагогами и коллективами других детских объединений, в которых также занимаются
дети, обучающиеся по данной программе.
Внешними:
- с организациями, которые проводят конкурсы и другие мероприятия, в которых может
поучаствовать коллектив;
- с другими образовательными учреждениями (ЦДТ, детские сады, ДШИ), в которых
обучаются дети, занимающиеся по данной образовательной программе.
2. Кадровые: вести программу может учитель, имеющий специальную подготовку по
профилю данной программы.
3. Материально-технические:
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие материалы,
оборудование и технические средства:

- наличие помещения, соответствующего нормам для данного вида учебной деятельности; наличие столов, стульев для работы, классной доски, шкафов для хранения учебных и
рабочих материалов;
- наличие красок и других материалов для изобразительного творчества: гуашь (акрил),
акварель, тушь, карандаши фломастеры, гелевые авторучки, кисти, бумага большого формата,
цветная бумага, картон, клей, ножницы, природные материалы и др.
- возможность использования Интернет ресурсов и других источники информации.
- место для экспозиции детских творческих работ и учебного материала.
Информационные средства для реализации программы:
- аудиоматериалы (записи звуков природы, мелодии, пение птиц, стихи и сказки), фотоматериалы (фото пейзажей, репродукций, открыток и др.), интернет источники, учебная
и специальная литература.
Видеозаписи:
1. Документальные и художественные фильмы.
2. Записи телепередач, которые раскрывают данное направление.
Методические материалы
- дидактические материалы (репр. -информационное обеспечение
- журналы, книги по истории искусства, архитектуре, народным промыслам и т.д.);
-подборка иллюстраций, рисунков и учебных пособий по темам видам деятельности;
- консультации с методической службой, педагогами;
- методическая литература.
4. Методические условия.
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей невозможна
без знания педагогом форм и методов проведения занятия в детском объединении.
Формы организации обучения
- Комплексное групповое занятие
- Работа в микрогруппах
- Практическое занятие
- Творческая мастерская
- Участие в фестивалях, конкурсах, выставках
- Экскурсия
Педагогические технологии, используемые в учебном процессе:
- Технология «Погружение»
- Технология коллективной творческой деятельности
На учебных занятиях используются следующие методы и формы обучения:
- Словесные методы: беседа, обсуждение, объяснение, рассказ и т.д.
- Наглядно-иллюстративные: показ (приема работы. лучшие творческие работы),
демонстрация (технологических карт, картин художников), слайдовая презентация т.д.
- Практические методы: упражнения (зарисовки, наброски), тренинги, практическое
занятие, проектная работа и т.д.
- Проблемные методы: «мозговой штурм», выполнение творческих заданий и т.д.
Виды деятельности, которые используются в образовательном процессе
- Практическое занятие

- Экскурсия
- Выставка
- Конкурс
- Творческая мастерская.
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
На первых занятиях проводится входная диагностика для выявления запроса детей, их
интересов и цели посещения объединения. Теоритическая часть диагностики проводится в
форме собеседования, анкетирования, а практическая - рисунок на свободную тему, с целью
определения у детей уровня сформированности изобразительных умений.
Наиболее удобным и наглядным способом оценки реализации программы являются
просмотры, тематические выставки, участие в районных выставках-конкурсах. Просмотры
детских работ проводятся регулярно (примерно 2 раза в четверть), что позволяет оценивать
качество усвоения детьми основ изобразительного искусства.
Тематические выставки проходят по окончании работы над большими разделами
программы
(средства
художественной
выразительности,
рисунок,
орнаменты,
нетрадиционные техники, приемы работы с красками, проектная деятельность). Выставкиконкурсы различного уровня являются одной из форм фиксации или высокой оценки детских
работ.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года по тем же параметрам. Одна
из целей мониторинга – оценка уровня освоения обучающимся содержания программного
материала определённого уровня.
По результатам анализа данных текущего мониторинга, промежуточной диагностики и
итоговых форм контроля педагог совместно с ребёнком может рассматривать возможность
освоения того или иного уровня программы и перехода на другой уровень.
Формы не закреплены постоянно за уровнем освоения программы, они могут
«мигрировать» из одного уровня в другой в зависимости особенностей групп обучающихся.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Уровень творческого самоопределения, уровень мыслительного процесса,
познавательной деятельности и т.д. определяется с помощью оценочных материалов, тестов,
заданий
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий, участие в конкурсах;
- промежуточный – отчетные мероприятия, этюдные работы и др.
- итоговый дифференцируется по уровням:
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется
использовать критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики
личностного продвижения воспитанника (см. Приложение 1) и заносить результаты в карту
результативности (см. Приложение 2), где усвоение программного материала и развитие
других качеств ребенка определяются по трём уровням:

- низкий – усвоение программы в неполном объеме, на уровне воспроизведения терминов,
понятий, представления, суждений, теоретические и практические задания; участие в
отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- средний
- усвоение программы в полном объеме; участие в отчетных мероприятиях,
спектаклях, театрализованных представлениях, конкурсах и др. на уровне школы, района.
- высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся имеет
высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов,
района и т.д.).
2.4. Список литературы
I. Нормативные документы
1. Концепция дополнительного образования. Распоряжение правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р. – [Электронный ресурс] - Официальный ресурс
Министерства образования и науки Российской Федерации. // Образовательная политика №
2 (64) 2014.
2. Методические рекомендации Минобрнауки № 09 2142 от 18.11.2015г по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования детей (включая
разноуровневые программы) – [Электронный ресурс] - Официальный ресурс Министерства
образования и науки Российской Федерации.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей"
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам”
5. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского
творчества «Эльдорадо».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт Среднее (полное) общее
образование (10-11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413- [Электронный
ресурс] - Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» // «Российская газета» -№5976 - 2012 - 31 декабря.
II. Литература, использованная при разработке программы
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., Педагогика, 1982.
9. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов – М.:
Просвещение, 1990.
10. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному искусству Юный
художник //Внешкольник. - №1. - 2007.
11. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,
физкультминуток.- М.:Эксмо, 2007.

12. Конасова Н.Ю. «Занятия в УДОД» (Информационно-методический бюллетень, вып.3,
СПб, 2003).
13. Косминская В.Б., Холезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1997.
14. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная деятельность
школьников. – М.: «ВАКО», 2016.
15. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Краски рассказывают сказки: как научить рисовать
каждого. 2-ое издание. – М.; Амрита – Русь, 2005.
16. Межеева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет.- Ярославль: Академия
развития, 2002.
17. Методические рекомендации по проектирование дополнительных общеразвивающих
программ дополнительного образования детей Минобрнауки № 09 2142 от 18.11.2015г. www.consultant.ru/popular/edu/
18. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.,1989.
19. Паскаль М.В., Сичкорез С.А. Развитие творческих способностей и изобразительного
фантазирования.- Центр методологии творчества ИНТАЛ,1995
20. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое
общество России, 1999.
21. Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе. – Томск:
Дельтаплан, 2001.
22. СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г. www.consultant.ru. Правовые ресурсы. Документы.
23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.:4. 1 –
живопись, 4.2 – рисунок, 4.3 – композиция, 4.4 – краткий словарь художественных
терминов.- Обнинск: Титул, 1996.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.
25. «Художественная школа» профессиональный информационно-методический журнал для
педагогов-художников.
26. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл,
2001. – 365с.
III. Список литературы для детей и родителей
27. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. - М.: «Лист», 1998.
28. Бэсфорд Д. Зачарованный лес. Книга для творчества и вдохновения. – М.: Колибри,
Азбука Аттикус, 2016.
29. Бэсфорд Д. Таинственный сад. Книга для творчества и вдохновения. – М.: Колибри,
Азбука Аттикус, 2016.
30. Бялик В. Пейзаж. Энциклопедия живописи для детей - М.: Белый город, 2001.
31. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2006.
32. Где плещется волна. Альбом. Сост. Фабрицкий Б.Б., Шмелев. И.П.: – Л.: Художник
РСФСР,1989.
33. Детская энциклопедия «Мир диких животных» - М.: Астрель АСТ, 2002.
34. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. Сборник.- Л.: Художник РСФСР, 1987.
35. Как построить композицию и перспективу. – М.: АСТ; Астрель, 2004.

36. Как рисовать натюрморт – М.: АСТ; Астрель, 2004.
37. Как рисовать цветы – М.: АСТ; Астрель, 2004.
38. Комарова Т.С. Рисование: Демонстрационные материалы по обучению детей среднего
дошкольного возраста — М.: ACT, 1998.
39. Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес».М.:АСТ,1998.
40. Корчмарош П. Волшебный карандаш. Перевод. с венгерского. – М.: Русланд, 1993.
41. Масалова Е.В. Батик в интерьере. - Ростов – на Дону: Феникс, 2005.
42. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура.Графика.
Декоративное искусство - М.: Советская энциклопедия, 1986.
43. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Сост..Ростовцев Н.Н и др. - М.:
Просвещение,1981.
44. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых /Пер. с
англ. Лахути М. Д. — М.: Росмэн-Пресс, 2002.
45. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения – Новосибирск, 1997.
46. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. - М.: Эксмо, 2007.
47. Шубина Т.Г. Портрет. Фигура человека. — М.: Современный литератор, 2001.
48. Энциклопедия рисования /Перевод с английского. Покидаевой Т. Ю. - М.: Росмэн, 2001.
49. «Юный художник» ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и
юношества - М.: Контар, за 2004-2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».