Слободо - Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Слободо - Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шутов Артём Александрович,
учитель
f
с. Туринская Слобода 2025
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
I Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора дорожного
движения»
II Направленность:
III Сведения о педагоге
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, телефон
Социально-гуманитарная
Шутов Артём Александрович
1994
Высшее
Педагог дополнительного образования
aaschool1@mail.ru
89022558321
IV. Сведения о программе
Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ
Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от
09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования
к
2
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N
66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от
18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
5
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №
162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства науки и высшего образования
РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020
г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием
сетевых форм реализации образовательных программ».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022
N АБ-3924/06 "О направлении методических
рекомендаций"
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для
3
2. Объём и срок освоения.
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Тип программы
6.Уровень
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:
2.Учебные разделы (в соответствии с учебным планом)
2. Дата утверждения
детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»)
- Письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации
по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку
оказания
государственной
услуги
в
социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
- Устав Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Слободо –
Туринская СОШ1№» с изменениями.
1 год, 72 часа
Очная
11-13 лет
Модифицированная
Базовый
Формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в дорожнотранспортной среде, умением противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.
Введение, организация дорожного движения, дорожные знаки, первая помощь, МЫ за безопасность, Явелосипедист.
01.04.2022
28.08.2025
4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно — тематический план
Содержание учебно-тематического плана
стр.5
стр.5
стр.7
Стр. 7
стр.8
стр.9
стр.10
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.4. Список литературы
стр.14
стр.14
стр. 14
стр.15
стр.17
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр.18
5
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспектора дорожного движения» (далее – ЮИДД) социально – гуманитарной направленности.
Тип программы - модифицированная. Программа разработана на основе Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по обучению детей безопасному поведению на дороге «Безопасные дороги детям», авторы Лалетина О.В., Валеева
И.С., комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «ЮИДД» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2
«Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
- Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Слободо –
Туринская СОШ№1» с изменениями.
Актуальность. Проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни.
Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро
возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.
Обеспечение детской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства.
В настоящее время общеобразовательные учреждения решают проблему обучения
детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но этого недостаточно для того, чтобы воспитать грамотного участника дорожного движения.
Нерадостную ситуацию на дорогах подтверждает анализ дорожно-транспортных
происшествий с участием детей, проводимый сотрудниками ГИБДД. Рост детского дорожно-транспортного травматизма постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Обучение по данной программе позволяет восполнить де-
7
фицит позитивного опыта в области соблюдения ПДД. Поэтому очень важно помочь
подрастающему поколению сформировать установки законопослушного гражданина
соблюдающего правила дорожного движения.
Адресат программы. В реализации данной образовательной программы участвуют
дети от 11 до 13 лет (5-7 классы).
У младших подростков 11-13 лет особенно развит познавательный интерес, поэтому программой предусмотрены теоретический материал, разбор и анализ конкретных
ситуаций. В этом возрасте резко возрастает значение коллектива, его общественного
мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий, поэтому
коллективная работа, работа в подгруппах – важная составляющая программы.
Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности, поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела,
утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности.
Формирование групп с количеством обучающихся от 12 – 15 человек. Группы
разновозрастные. К освоению программы допускаются все дети без исключения.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности.
Программа базового уровня, который предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины
в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Режим занятий. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1
год обучения, 72 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.
В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы учреждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Перечень форм обучения: типовые (сочетающие в себе объяснение и практическое упражнение); собеседование; консультации; экскурсии; самостоятельная работа;
викторины; игры; тесты; моделирование и анализ дорожных ситуаций, маршрутов безопасности; групповые формы занятий, индивидуальные консультации.
Перечень видов занятий: тренировочные упражнения, практические работы, тренинги, агитбригады, театрализованные представления, встречи за круглым столом с
представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.
Перечень форм подведения итогов: тестирование; анкетирование; решение практических заданий на знание ПДД.
8
1.2 . Цель и задачи программы
Цель программы: формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умением противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- познакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
проезжей части;
- обучить формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения среди
сверстников;
- сформировать навыки оказания доврачебной медицинской помощи;
- сформировать навыки безопасного управления велосипедом, привить умение пользоваться общественным транспортом.
Развивающие:
- формирование у обучающихся устойчивых позитивных поведенческих реакции,
направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- развитие у учащихся умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развитие у учащегося такого умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание,
находчивость.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на
дороге;
- повышение правовую культуру обучающихся, как участников дорожного движения;
- формирование осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,
нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни
и здоровью всех участников дорожного движения.
- формирование чувства ответственности;
- развитие коммуникативных навыков через участие в коллективных делах детского
объединения
1.3. Планируемые результаты
Образовательные:
- знают правила дорожного движения и причины ДТП;
- умеют понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
- знают важнейшие дорожные знаки, указатели, линии разметки проезжей части;
- владеют формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения среди
сверстников;
- умеют оказывать доврачебную медицинскую помощь;
9
- владеют навыками безопасного управления велосипедом, умеют пользоваться общественным транспортом.
Развивающие:
- ориентируются в дорожно-транспортной ситуации;
- быстро реагируют, внимательны, наблюдательны, развиты зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость развиты.
Воспитательные:
- дисциплинированны и ответственны за свои действия на дороге;
- осознают опасность неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- бережно относятся к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью
всех участников дорожного движения;
- владеют коммуникативными навыками.
1.4. Содержание программы
Учебно — тематический план
10
№
п/п
1
2
2.1
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5
5.1.
5.2.
6
6.1.
6.2.
7
Формы аттестации
и контроля
Количество часов
Название раздела
практики
всего
теории
1
6
1
2
2
2
2
14
1
1
6
1
2
1
8
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тест
Опрос
Практическая работа
2
Игра
Введение
Организация дорожного движения
Дорожная этика
Азбука дороги
Опасность на дороге
Дорожные знаки
Предупреждающие знаки
Знаки приоритета
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Знаки особых предписаний
Вертикальная и горизонтальная
дорожная разметка
Игра «Путешествие в страну
дорожных знаков»
Азбука спасения
Служба скорой медицинской
помощи
Первая помощь при ушибах,
вывихах, растяжениях
Кровотечения
Переломы
Ожоги. Обморожения
МЫ за безопасность!
Мероприятия по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
Патрулирование
Я – велосипедист!
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации
Велосипедист - водитель транспортного средства
Подготовка к соревнованиям
2
Викторина
8
1
8
1
2
1
1
Практическая работа
4
4
4
12
8
2
2
2
2
2
2
2
2
10
6
Опрос
4
10
2
Наблюдение
3
1
4
7
1
8
2
6
Наблюдение
13
Результаты соревнований
72
22
Содержание учебно - тематического плана
11
Викторина
Беседа
16
2
13
Итого:
4
50
Результаты участия
Тест
1.
Введение
Теория: Содержание, цель, задачи образовательной программы. Направление деятельности отрядов ЮИДД. Роль отрядов в обеспечении безопасности дорожного движения.
Взаимодействие с ГИБДД. Техника безопасности на занятиях детского объединения.
2.
Организация дорожного движения
2.1.
Дорожная этика
Теория: Правила дорожного движения - основной закон дороги. Из истории правил дорожного движения Российской Федерации. Основные понятия и термины, используемые
в правилах. Требования к участникам дорожного движения. Обязанности водителей и пешеходов. Ответственность водителей и пешеходов.
Практика: Ролевая игра «Грамотный пешеход». Загадки, викторина «Игра в термины». Игра «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для пассажиров.
Азбука дороги
Практика: Разработка и защита пешеходных маршрутов: «Маршрут безопасного движения», «Безопасный путь в ...».
Формы контроля: викторина
2.2.
2.3.
Опасность на дороге
Теория: Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия. Столкновение. Наезд: на препятствие, на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее
транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности: ремни безопасности, преднатяжители,
подголовники, подушки безопасности, детские удерживающие устройства.
Практика: Составление сигнальной (технологической) карты «Виды дорожно-транспортных происшествий - средства безопасности». Просмотр видеофильмов.
Формы контроля: беседа
3.
Дорожные знаки
3.1.
Предупреждающие знаки
Теория: Знаки, информирующие водителя о приближении к участку дороги, на котором
участник движения подвергается какой-либо опасности, для защиты от которой требуется
принятие определённых мер.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски, тест «Предупреждающие знаки».
Формы контроля: тест
Знаки приоритета
Теория: Знаки, которые устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений
проезжих частей или узких участков дороги.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
Формы контроля: опрос
3.2.
12
Запрещающие знаки
Теория: Знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Практика: Составление дорожной карты села, указывая изученные ранее знаки.
Формы контроля: практическая работа
3.3.
Предписывающие знаки
Теория: Форма — круглая, фон — синий, рисунки — белые. Знаки, которые предписывают участникам дорожного движения определённые действия.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
3.4.
Знаки особых предписаний
Теория: Знаки, которые вводят или отменяют определенные режимы движения.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
Формы контроля: викторина
3.5.
Вертикальная и горизонтальная разметка
Теория: вертикальная дорожная разметка, горизонтальная дорожная разметка.
Практика: решение дорожных ситуаций на макете города.
3.6.
Игра «Путешествие в страну дорожных знаков»
Практика: игра-путешествие, закрепляющая пройденный материал.
Формы контроля: игра
3.7.
4.
Азбука спасения
4.1.
Служба скорой медицинской помощи
Теория: Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Служба скорой
медицинской помощи. Телефоны экстренного вызова.
Практика: Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в годы
ВОВ». Ро левые ситуации «Вызов скорой помощи».
4.2.
Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях
Теория: Ушиб. Признаки ушиба. Первая помощь при ушибах различного характера. Растяжения связок. Первая помощь при растяжениях. Вывих. Симптомы вывиха. Типичные
вывихи при дорожно-транспортном происшествии. Оказание первой доврачебной помощи при вывихах.
Практика: Оказание первой медицинской доврачебной помощи при ушибах, вывихах,
растяжениях.
Формы контроля: практические задания
4.3.
Кровотечения
Теория: Виды кровотечений. Методы временной остановки наружного кровотечения.
Правила наложения жгута. Сгибание конечности, наложение давящей повязки.
Практика: Просмотр учебного фильма «Раны. Кровотечения». Оказание первой медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении с помощью подручных
13
средств и средств из автомобильной аптечки.
Формы контроля: опрос
Переломы
Теория: Виды переломов. Признаки и симптомы переломов. Первая доврачебная медицинская помощь. Общая характеристика транспортной иммобилизации. Виды шин.
Практика: Просмотр учебного фильма «Переломы». Оказание первой доврачебной помощи при переломах.
4.4.
Ожоги. Обморожения
Теория: Виды ожогов. Степени ожогов. Первая доврачебная медицинская помощь при
ожогах различного характера. Обморожение. Признаки и симптомы. Степени обморожения. Наложение стерильных повязок.
Практика: Просмотр учебного фильма «Ожоги». Оказание первой доврачебной медицинской помощи при ожогах различной степени. Оказание первой доврачебной помощи
при обморожениях.
4.5.
5.
МЫ за безопасность!
5.1.
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Теория: Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
операции, акции, конкурсы, «минутки безопасности».
Практика: Участие в акциях «Безопасный переход «Зебра», «Внимание! Знак «Дети!»,
«Будь рядом в трудную минуту», «Безопасные каникулы».
Формы контроля: результаты участия
Патрулирование
Практика: патрулирование на улицах села с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и закрепление знаний, полученных на занятиях.
Формы контроля: наблюдение
5.2.
6.
Я – велосипедист!
6.1.
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации
Теория: Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. Разборка и сборка велосипеда. Не исправности и их устранение.
Практика: Частичная разборка велосипеда. Устранение неисправностей седла, колеса,
руля, каретки, педалей. Регулировка колес. Тренировочная езда на велосипеде. Упражнения на сохранение равновесия.
Формы контроля: тест
6.2.
Велосипедист - водитель транспортного сред ства
Теория: Правила езды на велосипеде. Предупредительные сигналы, подаваемые велосипедистами. Просмотр д/фильма «Заяц в седле»
Практика: Упражнения на сохранение равновесия. Отработка элементов маневрирования. Фигурное вождение на специальной асфальтированной площадке, с использованием фигур: «змейка», «восьмерка», «желоб», «коридор из досок», «качели», «стиральная
14
доска». Контрольный зачет по фигурному вождению. Решение билетов для велосипедиста. Подготовка к районным соревнованиям «Безопасное колесо».
Формы контроля: наблюдение
7.
Подготовка к соревнованиям
Практика: Обучающиеся готовятся к соревнованиям разного уровня (районным, окружным, областным, всероссийским). Содержание подготовки определяется Положениями о
соревнованиях.
Формы контроля: результаты соревнований.
15
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата начала
занятий
05 сентября
Дата окончания
занятий
29 мая
Каникулы:
осенние - с 29.10 по 04.11
зимние - с 29.12. по 08.01
Всего учебных
недель
36
Кол-во учебных
часов
72
Режим
занятий
2 занятие по
1 часу
Аттестация:
Промежуточная
разделов.
весенние - с 22.03. по 30.03
летние - с 27.05. по 31.08.
—
после
изучения
Итоговая 2 неделя мая
2.2. Условия реализации программы
Кадровые: Реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности.
Организационно-педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных, окружных, региональных международных конкурсах
(соревнованиях);
- сотрудничество с родителями и другими коллективами (ГИБДД Байкаловского отделения Полиции).
Материально-технические:
Для занятий детского объединения используется: кабинет № 32, спортивный зал;
школьный стадион МАОУ Слободо-Туринская СОШ №1;
-полоса препятствий: «фишки», «рейки», «качели», «змейка», «желоб», «стиральная
доска», «тумбы»;
- велосипеды;
-аптечка автомобильная, перевязочные материалы;
-компьютеры и программное обеспечение;
-магнитофон;
-магнитные доски для моделирования дорожных ситуаций.
-интерактивная доска;
Информационные ресурсы:
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»- М.: Просвещение, 2013
16
-
Развивающая игра «ПДД для маленьких», 2012
Детская обучающая программа «Азбука безопасности на дороге». Диск, 2009
Обучающая настольная игра «Светофор», 2010
Интернет-ресурсы:
http://yuid.ru/
http://www.dddgazeta.ru/yuid/
http://uidru.cdutt.ru/
http://www.gibdd.ru/
Методические условия. Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 3 уровням сложности, учитывая состояние здоровья и особенности развития учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и разделов согласно возрастным особенностям.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические
и практические занятия, комплексные тренировки. Программа предполагает групповые
занятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях.
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей невозможна
без знания педагогом форм и методов проведения занятия в детском объединении.
Для реализации поставленных задач на занятиях детского объединения используются следующие методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод примера.
2.Наглядные методы: использование экспонатов, подлинных вещей; просмотр фотографий, видео-фильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3.Практические методы: ролевые игры; выполнение рисунков.
4.Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных
отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
Основными подходами в работе с детьми являются разнообразие, динамизм, творчество и вовлеченность. Это реализуется через различные мероприятия, где обучающиеся могут проявлять свои творческие способности, обнаружить лидерские качества, воплотить свои идеи. Дети организуют маршруты безопасности, выпускают листовки, проводят беседы с детьми младшего школьного возраста и т.д., а под руководством сотрудников ГИБДД - со всеми участниками дорожного движения.
Необходимым условием реализации данной программы является взаимодействие
(сотрудничество) педагога детского объединения «ЮИДД» с работниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, воспитателями дошкольных, педагогами общеобразовательных учреждений в организации и проведении мероприятий по
профилактике ДТТ.
17
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
Формы аттестации. Оценкой качества освоения программы и индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и аттестации:
Входная диагностика проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий,
собеседования сдачи норматива и фиксируется исходный уровень обучающегося.
Текущий контроль проводится в течение учебного года, для выявления уровня
овладения обучающимся знаниями, умениями и навыками по каждому пройденному
разделу (См. Приложение 2). В Карте результативности обучения по программе фиксируется участие обучаюшегося в мероприятиях (уровень - учреждение, район, область).
(См. Приложение 1)
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении,
воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной
программы. При итоговом анализе общий уровень (См. Приложение 1) усвоения программного материала обучающимися определяется по трём уровням:
- низкий – усвоение программы в неполном объеме, на уровне воспроизведения
терминов, понятий, представления, суждений, теоретические и практические задания;
участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и практические
задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся
имеет высокие достижения (победитель областных соревнований, района и т.д.); активный участник в жизни детского объединения.
18
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1.
Аксельрод, А. Ю. Скорее «Скорой» [Текст] / А. Ю. Аксельрод. – М. : Медицина, 1990. – 80 с.
2.
Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Бачевский Р.И., Буланова В.В., Шальпова Т.К. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – 143 с.
3.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Фе- никс, 2006.
4.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия
«Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
5.
Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. – М.: Молодая гвардия,
1998 – 156 с.
6.
Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ [Текст]
/ А.Л. Комлева. - Волгоград :Аваста, 1994. – 98 с.
7. Шелков, Ю.Д. На зеленый свет [Текст] / Ю.Д. Шелков. – М.: ДОСААФ ССР, 1980.
– 187 с.
8. Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в
дорожно- транспортной среде [Текст], - Курган, 2008. – 96 с.
9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое посо- бие. Москва, «Третий Рим», 2008. – 130 с.
10. ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»: Челябинск,2008.- 367с.
Список литературы для обучающихся:
1.
Алексанян Г. Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в
иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 – 135 с.
2.
Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. – Свердловск, 1988.
3.
Лаппо, Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения [Текст] :
для среднего школьного возраста / Н.В. Лаппо. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 48 с.
4.
Серяков, И.М. Дорожная грамота [Текст] / И.М. Серяков. – Саратов:
Приволжское книжное издательство, 1971. – 91 с. 6. Якупов А.М.
19
Приложение 1
Карта результативности обучения по программе
Фамилия, имя
обучающегося
Участие в мероприятиях
Учреждение
район
область
Общий
уровень
По группе
Приложение 2
Таблица результатов освоения разделов программы
ФИ уч-ся
Организация ДД
Дорожные знаки
Разделы программы
Азбука
МЫ за безспасния
опасность!
Явелосипедист!
Общий
уровень
Критерии оценивания:
Низкий уровень: воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т. д.; выполняет практические задания со значительной помощью кого- либо (педагога, родителя, более опытного учащегося).
Средний уровень: понимает смысл и значене терминов, понятий, гипотез и т.д.,
может объяснить своими словами, привести примеры, аналогии; выполняет практические задания при поддержке, разовой помощи или консультации кого-либо.
Высокий уровень: осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений
и навыков с вновь приобретенными, использует их в различных ситуациях, уверенно использует в ежедневной практике; самостоятельное построение, выполнение любых действий, операций.
20
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного движения»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспектора дорожного движения» социально – гуманитарной направленности.
Цель программы: формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умением противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом
становится все более очевидной. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.
Обеспечение детской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства.
В реализации данной образовательной программы участвуют дети от 11 до 13 лет
(5-7 классы). Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится
только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Занятия проходят следующим
образом: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа составляет 40 минут. В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы учреждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий.
21